 |
 Аэролодки становятся в России все популярнее. Сегодня их можно встретить повсеместно, они используются как личный, коммерческий и специальный транспорт, перевозят людей и грузы, патрулируют леса и акватории, курсируют на пассажирских и туристических маршрутах. Это значит, что с каждым днем все больше людей осваивают новую для себя роль судоводителя, что не так просто, как может показаться на первый взгляд. Управление аэролодкой требует определенных навыков, а ее использование регламентировано специальными законами и правилами: точно так же, как и для автомобиля. Кроме того, управление аэролодкой имеет некоторые специфические особенности, отличающие ее от других видов транспорта. Свой рассказ об этом мы сопроводили советами и лайфхаками от Евгения Кандыбо, профессионального гонщика и пилота-испытателя КАЗ «Север». Что нужно для управления аэролодкой. Аэролодки «Север» относятся к классу маломерных судов: согласно определению ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, эта категория включает суда длиной не более 20 м и общей пассажировместимостью до 12 человек. Именно на такое число посадочных мест рассчитан салон самой большой пассажиркой лодки Красноярского амфибийного завода — «Фантом 850А» (при необходимости она вмещает до 20 человек, т. к. обладает грузоподъемностью до 2,5 т, но штатных мест 12). Самая большая длина — 9,5 м — у тяжеловеса «Фантом 850К+» грузоподъемностью до 3,5 т. Согласно ст. 16 Кодекса, маломерные суда весом более 200 кг с двигателем мощнее 8 кВт подлежат обязательной государственной регистрации. Это относится ко всем аэролодкам «Север», т. к. даже на самой компактной модели «Спутник 550» установлен двигатель почти в 35 раз мощнее: 260 л. с., что примерно соответствует 191 кВт.
|
 |
Кроме того, для управления аэролодкой необходимо удостоверение на право управления маломерным судном. Согласно информации на сайте ГОСУСЛУГИ, его может получить лицо, достигшее 18 лет, после прохождения медкомиссии и обучения на подготовительных курсах. Выдают права в подразделениях ГИМС — Государственной инспекции по маломерным судам. Как и автомобили, маломерные суда делятся на несколько категорий. К управлению аэролодкой допускаются лица, получившие удостоверение на право управления маломерным судном особой конструкции, «специфические конструктивные признаки» которого обеспечивают «альтернативные способы динамического перемещения» (речь идет о тяге, создаваемой воздушным винтом). При этом важно не перепутать аэролодку с маломерным судном на воздушной подушке, т. к. это другая категория. Также в удостоверении указываются районы плавания, в пределах которых оно действует: внутренние воды, водные пути (несудоходные), морские пути. Разобраться с этими нюансами поможет информация на сайте МЧС России. Согласно действующим с 2023 года правилам аттестации на право управления маломерными судами, для получения отдельной категории на управление маломерным судном особой конструкции сдавать теоретический и практический экзамены в ГИМС необходимо вне зависимости от того, есть ли у вас права на маломерное судно другой категории. При этом теоретическая часть сдается по сокращенному перечню тем (только по отличающимся). Аттестация для управления маломерным судном в ином районе плавания, чем разрешенный ранее, включает проверку теоретических знаний по новому району, а сдавать практический экзамен в этом случае не нужно.
|
 |
На воде, как на дороге. В общем, все серьезно. К правилам вождения и пользования это тоже относится. Они утверждены приказом МЧС России от 6 июля 2020 года № 487 и, конечно же, входят в программу обучения на подготовительных курсах. Не нужно питать иллюзий: управлять маломерным судном особой конструкции не проще, чем автомобилем. Плюс на воде действуют некоторые ограничения, с которыми вы не столкнетесь на автодорогах. Например, на маломерных судах нельзя заходить в судоходную зону, а на каждого пассажира, включая судоводителя, необходимо иметь спасательный жилет. Его не нужно надевать, пока вы находитесь в салоне, но быть в наличии он должен. Совет от Евгения Кандыбо. Аэролодки «Север» мощные, обгоняют почти всех и всегда. Не забывайте, что обгон можно совершать только слева от судна, которое вы обгоняете. И всегда соблюдайте дистанцию, чтобы избежать столкновений. Особенно на больших скоростях, которые способны развивать аэролодки «Север», ведь у судна с воздушным винтом нет ни тормозов, ни заднего хода.
Вообще, лучше не гонять, если у вас нет опыта управления аэролодкой. Начинайте на спокойных водоемах, где нет сильных течений и волн. Старайтесь держаться подальше от портов, причалов, скопления людей и других судов. Так вы сможете привыкнуть к управлению и почувствовать поведение аэролодки на воде. Когда будете уверены в своих навыках, можно постепенно переходить к более высоким скоростям и сложным условиям. Серьезно готовьтесь к выходу на воду. Опытный водитель следит за состоянием автомобиля: проверяет уровень масла, работу двигателя, давление в шинах и другие системы, особенно перед дальней дорогой. С аэролодкой это нужно делать всякий раз, ведь ее двигатель работает на более высоких оборотах, а в случае происшествия вы рискуете не просто встать на дороге, где рано или поздно кто-то обязательно проедет, а оказаться один на один с дикой природой в сотнях километров от цивилизации.
|
 |
Совет от Евгения Кандыбо. Научитесь пользоваться навигационными приборами — спутниковыми навигаторами, эхолотами, радарами, — чтобы ориентироваться на местности и на воде, а также избегать опасных участков. Перед выходом на воду обязательно убедитесь, что лодка находится в исправном состоянии. Проверьте запас горючего, уровень масла и охлаждающей жидкости, давление в баллонах. Осмотрите лодку, убедитесь в отсутствии повреждений, в наличии на борту инструментов и ремкомплекта. Подробнее — в нашей статье «Техника безопасности при эксплуатации аэролодки». Советы от Евгения Кандыбо. Перед выходом на воду посмотрите прогноз погоды: туман, дождь и ветер усложняют управление аэролодкой, а иногда бывают опасны. Всегда проверяйте силовой блок (моторный отсек) на предмет отсутствия посторонних предметов. С выключенным зажиганием (!) проверните вручную воздушный винт. Затем запустите двигатель, прогрейте его до рабочей температуры и еще раз осмотрите моторный отсек, чтобы нигде ничего не текло и не капало. После этого можно начинать движение. Больше, чем лодка. До этого момента мы говорили об аэролодке, как о маломерном судне. Но особенность этого вида транспорта заключается в том, что двигаться он может не только по воде, но также по заболоченной местности, затопленным участкам суши, а зимой или на Севере — по льду и по снегу. В этих случаях аэролодка фактически становится вездеходом. Но если для управления колесным вездеходом нужно получить права специальной категории (А2, тракторист-машинист), то управление аэролодкой вне водоема фактически никак не регламентировано. Тем не менее, это может быть даже более опасно, чем движение по воде, поэтому такие поездки требуют обучения и подготовки.
|
 |
Совет от Евгения Кандыбо. Аэролодки «Север» — настоящие гоночные болиды. На льду они способны развить скорость куда больше паспортной — до 200 км/ч и даже больше. При этом затормозить практически невозможно, да и нечем, а инерция велика. Поэтому будьте очень осторожны, не гоняйте без подготовки, особенно если на борту есть пассажиры. Есть и другие нюансы зимней эксплуатации. Например, при движении по льду или снегу «чешуя» (защита днища) аэролодки нагревается, из-за чего лед и снег под днищем подтаивают. Поэтому после остановки, когда чешуя остынет, лодка может прилипнуть к поверхности. Чтобы этого не произошло, после остановки нужно несколько раз сдвинуться с места, тогда чешуя остынет и не будет прилипать.
Совет от Евгения Кандыбо. Лодка не прилипнет, если остановиться на небольшой кочке, либо наехать на сугроб, бревно и т. д. Если все же прилипли, попросите пассажиров выйти на палубу и покачать лодку.
Управление аэролодкой имеет свои особенности, ведь это одновременно и маломерное судно, и вездеход, и даже гоночный болид. Навыки приходят с практикой, поэтому начинать нужно с малого, постепенно осваивая новые, более сложные маршруты, и новые режимы движения.
|
 |
|
+7 930 600-8319 |
|