 |
 Недавно был проведен тест-драйв аэролодки «Север 650К» – самой ходовой модели среди судов-аэроглиссеров, выпускающихся в России и в мире. Мы не только с ветерком прокатились по льду озера Хепоярви и ощутили на себе управляемый занос на таком боте, но и досконально изучили устройство необычного транспорта. Что такое аэролодка Главная фишка аэролодок — их универсальная проходимость. Они могут передвигаться практически по любой поверхности: по воде, льду, снегу, болотам, торосам, песку, мелководью и даже высохших руслам рек. В отличие от классических катеров, им не нужны глубокие водоемы, а в отличие от вездеходов — твердая поверхность. Благодаря воздушному винту, надувным баллонам и плоскому днищу аэролодка буквально скользит над местностью, не увязая и не застревая. Аэролодка, аэроглиссер, аэробот – называть можно по-разному. Это новые альтернативные технические средства, которые служат для работы в труднодоступных районах. Они относятся к амфибийной технике, то есть могут работать и на воде, и на суше, — Анастасия Тюленева, специалист пресс-службы КАЗ «Север». Проектируют и производят такой транспорт в России — на Красноярском амфибийном заводе «Север». Всего в месяц здесь выпускают в среднем около 40 лодок в месяц разных моделей. «Север 650К» на сегодня – самая ходовая.
|
 |
 Где используют аэролодки У аэролодок есть две основных зоны применения. Это идеальный транспорт для эксплуатации в труднодоступных местах, где другая техника либо застрянет, либо просто не сможет пройти. Поэтому, во-первых, она пользуется популярностью среди заядлых охотников, рыболовов и туристических компаний. Особенно это актуально для небольших моделей, таких, как мы рассматриваем. А суда с более внушительными габаритами закупаются спасательными службами, ГИМСом, компаниями, занимающимися лесоохранной, геологоразведкой и газо- и нефтедобычей. Плюс они используются для перевозки грузов и пассажиров в арктических регионах в местах, где нет альтернативных способов передвижения. Раньше соотношение поставок было 20 на 80 в пользу физических лиц по сравнению с крупным бизнесом и госзаказом. Сейчас доля, приходящаяся на заказ от коммерции и государства растет, и составляет уже 50%. И в целом, в России растет интерес к амфибийной технике, каждый год спрос увеличивается примерно на 10%, — Анастасия Тюленева. Конструкция и материалы Чтобы лучше понять устройство и принципы работы лодки, мы опросили две стороны. Техническую часть на этапе разработки и производства нам пояснила бренд-директор Наталья Анохина. Про особенности эксплуатации рассказал Алексей Бондарев, капитан судна.
Аэролодоки «Север» имеют двухкорпусную конструкцию, состоящую из цельносварного алюминиевого корпуса и расположенного под ним плота баллонов. |
 |
 Плот состоит из девяти частей. Секции из шести баллонов, находящиеся в середине, выполнены единой конструкцией, а крайние разделены на три отсека и имеют надстройку из фальшборта в виде подковы, разделенного на два отсека. Надувные фальшборты защищают лодку по периметру и гасят удар при столкновении с препятствиями, но не влияют на плавучесть и остойчивость лодки.
Изготавливается плот из термопластичного полиуретана, рассчитанного на эксплуатацию в диапазоне температур от –55 до +45 °C, устойчивого к механическим повреждениям и УФ-излучению. Особенность плота и одно из главных ноу-хау от конструкторов «Севера» – жесткая чешуя из ПВХ для защиты баллонов от повреждений. Данная модель снабжается широкими пластинами толщиной 5-6 мм и шириной, по 50 сантиметров в количестве 14 штук и еще 10 штук по 25 см внахлест, тем самым образуя так называемую «чешую». Это расходный материал, который меняют по мере износа. Кто-то делает это раз в год, кто-то два раза в зависимости от эксплуатации, – Алексей Бондарев. Может ли пробиться баллон? Может, хотя повреждения случаются крайне редко. Но даже если это произойдет с одной из секций, судно спокойно продолжит движение, используя оставшиеся рабочие баллоны. Двигательная система и воздушный винт Вся силовая установка — двигатель, редуктор, воздушный винт, а также топливная система, — расположена в кормовой части. Снаружи система закрыта цельносварной рамой, на которую натянута металлическая сетка для обеспечения безопасности при эксплуатации.
В основе рассматриваемой модели – двигатель марки CHEVROLET LS-3 мощностью 430 л. с. и объемом бака до 6200 см3. Также на лодки серии «Север 650К» производителем предлагается комплектация с двигателем Toyota 3UZ-FE, 4,3 мощностью 300 л. с. и максимальной вместимостью топливного резервуара в 4300 см3. На аэролодках «Север» устанавливаются бензиновые автомобильные двигатели ведущих мировых производителей. Мы выбираем двигатели, которые применяются на популярных марках автомобилей, имеют надежную проверенную конструкцию и хорошо себя зарекомендовали, — Наталья Анохина.
|
 |
 Все, кроме двигателя, производится в России. Редукторы мы производим самостоятельно: мы перепробовали различные варианты и в итоге разработали собственный. Он отличается корпусом из алюминиевого сплава и увеличенным объемом заливаемого масла. Внутри тоже есть некоторые усовершенствования, например, мы используем шестерни со шлифованными зубьями. Наши редукторы надежнее и выносливее, они меньше греются и дольше служат, — Наталья Анохина. Устройство воздушного винта Крутящий момент от двигателя через редуктор передается на воздушный винт. Шестилопастные ходовые винты изготовлены из полимерного материала с металлическим краем. Их производят в Казани, на предприятии, которое делает винты для вертолетов. Угол атаки лопастей винта фиксированный и настроен таким образом, чтобы выдавать максимальную мощность на минимальных оборотах и при этом экономить и топливо. Расход топлива Расход топлива (в отличие от автомобиля он считается не в литрах на 100 км пробега, а в л/ч — примечание производителя) зависит не только от двигателя, но и в значительной степени от габаритов лодки, режима ее эксплуатации и степени загрузки.
Для «Север 650К» с бензиновым двигателем расход топлива в среднем составляет 50-55 л/ч в зависимости от условий эксплуатации.
Также нужно понимать, что в режиме стоянки (например, на охоте или рыбалке, в экспедиции и пр.) расход куда меньше и составляет примерно 50 л в день, — Наталья Анохина. Система управления и характер движения Управление аэролодкой осуществляется путем изменения мощности и направления создаваемого винтом воздушного потока. Мощность винта регулируется с помощью рукоятки газа (управления дроссельной заслонкой). Направление потока корректируется установленными за винтом на корме воздушными рулями, которые соединены с рулевой колонкой.
В целом управление такое же простое, как и на любом катере — рукоятка газа и руль. Но аэролодка, конечно, ведет себя немного иначе и к ней нужно привыкнуть. Здесь все управление идет воздушным потоком. Если сбросить газ, лодка какое-то время еще продолжит свое движение в заданном направлении. Разгоняется быстро, но все зависит от покрытия и погодных условий. По чистому льду разгон – очень быстрый. По снегу идет мягче, разгон чуть подольше, по воде — еще медленнее. Тормоза как такового нет, все действия нужно принимать заблаговременно, учитывать, опять же, покрытие. Не стоит подъезжать в упор к причалу и только тогда сбрасывать газ.
|
 |
 При экстренном торможении применяется контрруление: полный газ, и судно останавливается в обратном направлении. Часто такое лучше не практиковать, потому что при движении задним ходом защитное покрытие баллона, чешуя, может повредиться. Оптимальное движение – прямолинейное или боком, – Алексей Бондарев. Для управления аэролодкой необходимо пройти обучение и получить специальные права ГИМС на управление судном особой конструкции.
Чаще всего аэролодки используют для перемещений по рекам и озерам, но и определенные морские условия они выдерживают. Например, для патрулирования береговой линии или спасательных операций. По правилам, они могут эксплуатироваться на удалении от берега расстоянием до 5 километров и при волне высотой до одного метра. Возможности по скорости Средняя и максимальная скорость на аэролодках – понятие неоднозначное. Для каждого покрытия оно свое. На похожей модели был зафиксирован рекорд максимальной скорости до 187 км/ч по воде и 220 км/ч по льду (пробы проводились профессионалами, производитель не рекомендует повторять подобные маневры). Средней так называемой крейсерской скоростью для комфортного движения считается 60-80 км/ч. Интерьер Компоновка салона классическая для катеров с креслом капитана по правому борту и приборной панелью, при помощи которой осуществляется управление. Все приборы аналоговые. Тахометр, индикаторы, показывающие неисправности, остаток топлива, температура двигателя, регулятор отопления, управление стеклоочистителем, освещение – в общем, все практически как на автомобиле. Дополнительно отсюда можно запустить автоподкачку баллона, – Алексей Бондарев.
|
 |
 Остальная часть салона отведена под размещение пассажиров: спереди установлены два мягких морских кресла, сзади — мягкое трехместное сиденье со спинкой и два боковых, под которыми расположены рундуки. Все сиденья трансформируются в удобные спальные места. Установлены панорманые окна с хорошим обзором. Всего на борту можно перевозить до восьми человек, общая грузоподъемность – полторы тонны.
Внутри салон проклеен двойным слоем шумоизоляционного материала и отделан карпетом. Техническое обслуживание ТО и ремонт осуществляются у сервисных партнеров завода, которые есть во многих городах по всей России.
В процессе эксплуатации аэролодки владельцу необходимо следить за давлением в баллонах, проверять уровень масла в двигателе и редукторе, менять его с периодичностью, рекомендованной руководством по эксплуатации. Также нужно следить за уровнем охлаждающей жидкости и периодически доливать ее. И конечно проверять состояние защиты днища (чешуи), которая нуждается в периодической замене в зависимости от степени износа. Это зависит от того, насколько интенсивно и в каких условиях эксплуатируется аэролодка, — Наталья Анохина. Дополнительные опции и кастомизация Цена за аэролодку «Север 650К» начинается от 7,5 миллионов рублей и далее зависит от комплектации и насыщенности оборудованием.
У нас есть серийные модели, которые выпускаются на постоянной основе. Также раз в несколько месяцев под запросы заказчиков выпускаются модифицированные версии, — Анастасия Тюленева
Аэролодки «Север» поставляли зарубеж: в Бангладеш и в ОАЭ. На таких моделях вместо отопительного оборудования делали акцент на системе кондиционирования.
|
 |
 В целом, возможны разные варианты комплектации, установка холодильника, различного бортового и навигационного оборудования и пр. На передней платформе можно установить рыболовное кресло. По желанию заказчика можно также видоизменять внутреннюю отделку – оснащать салон деревом, кожей и другими материалами. Чем отличается аэролодка от судна на воздушной подушке Для обывателя СВП и аэролодка не сильно отличимы. Оба типа транспорта благодаря баллону могут передвигаться не только по воде, но и по иным поверхностям, движение обеспечивается воздушным винтом. Для них не нужен глубокий фарватер, как для классических катеров.
Главное отличие заключается в конструкции и, как следствие, характере движения. Аэролодка, по сути, это обычное судно, которое скользит по поверхности благодаря воздушному винту и надувному баллону с плоским днищем. СВП же – за счет нагнетателей воздуха и гибкой «юбки» по периметру корпуса практически парит над поверхностью. Преимущество аэролодок перед СВП в том, что наши боты могут проезжать торосы высотой до метра и даже больше. СВП же для этого не приспособлены из-за рисков повреждения подушки, – Алексей Бондарев. Модельный ряд и потенциал эксплуатации «Север 650К» считается самой ходовой аэролодкой со средними параметрами по загрузке. Для любителей охоты и рыбалки существуют модели вместимостью по три или пять человек. Для коммерческих и служебных перевозок – версии с пассажировместимостью до 12 человек, для перевозки крупногабаритных грузов – с грузоподъемностью до шести с половиной тонн по льду.
В последнее время аэролодки набирают популярность в туристической отрасли. Например, рассматривается запуск подобного судна для высадки пассажиров и проведения экскурсий вокруг фортов в Кронштадте, где нужен небольшой маневренный транспорт.
|
 |
|
+7 930 600-8319 |
|