С 1 по 16 декабря 2008 года за 15 суток и 6 часов ходового времени пройдено 2585 миль. Идея этого непростого плавания выдвинута Александром Рубиновым, директором компании Адвентор Яхтс - эксклюзивного дистрибьютора яхт Elling в России и Украине.
«Организовать этот переход меня побудила профессиональная «жилка». Многие годы я работал главным конструктором гражданских и военных судов-амфибий и, как правило, сам проводил все государственные и ресурсные испытания. Занявшись лодочным бизнесом, я, в конце концов, отдал предпочтение малым моторным яхтам, имеющим самую высокую категорию мореходности «А» (Океан), а среди них любимой стала голландская лодка Elling. Меня подзадоривал вопрос: ну, а как же быть с проверкой на практике, в настоящем океанском плавании? Убедил cовладельца и директора верфи Neptune Marine Shipbuilding Антона ван ден Боса, …появились владельцы лодок Elling, готовые участвовать в переходе», рассказывает Александр Рубинов.
Ван ден Бос так же, как и Рубинов, участвовал в переходе в качестве капитана одной из лодок.
Главным достижением перехода можно считать убедительное подтверждение незаурядной мореходности яхт Elling. Они первыми из моторных яхт европейской категории «А» (Океан) прошли во время перехода через самые жестокие штормовые условия, предельные для этой категории, не получив никаких повреждений. Ни один из жизненно важных механизмов и приборов не отказал.
Переход дался нелегко всем, особенно новичкам, впервые поднявшимся на борт, чтобы идти в открытый океан. Экипажи мужественно и достойно выдержали все тяготы длительного океанского плавания, особенно в первые 4-5 суток перехода, когда преодолевали приступы морской болезни. Подтвержден достаточно высокий уровень обитаемости яхт Elling, позволяющий быстро освоиться в океанских условиях.
Впервые океан перешли лодки длиной менее 50 футов с полуводоизмещающими обводами и небольшой осадкой – всего 1,2 м. Классический тезис гласит – через океан могут идти глубокосидящие моторные яхты с водоизмещающими обводами традиционного траулерного типа. Вопреки этому тезису, полуводоизмещающие обводы и небольшая осадка не стали препятствием для перехода через Атлантику. Мало того, яхты Elling продемонстрировали ряд преимуществ.
Монополистами групповых переходов моторных яхт до сих пор были американцы, а точнее компания Pacific Asian Enterprises (РАЕ), поставляющая на рынок серийные водоизмещающие яхты Nordhavn. По маршруту Флорида-Бермуда-Азоры-Гибралтар флотилии яхт Nordhavn перешли Атлантику дважды: в 2004 году – группой из 18 яхт различной длины – от 40 до 90 футов, в 2007 году – группой из трех яхт, двух длиной 55 футов и одной 47-футовой. Максимальный безостановочный переход составил 1818 миль на плече Бермуда-Азоры.
Тогда американцы заявили, что они в групповых переходах траулерных яхт они первые и единственные.
Не уступая соизмеримым американским водоизмещающим яхтам по полезной вместимости и по числу спальных мест, Elling’и подтвердили свою исключительную экономичность. Сопоставим две характеристики – удельный расход топлива и скорость. У Elling’ов – около 1,2 л на милю при среднерейсовой скорости 7,1 уз, у соизмеримых по длине Nordhavn’ов – 2,6 л на милю при среднерейсовой скорости 6,2 уз. Это означает, что эксплуатационные расходы Elling’ов, по меньшей мере, в два раза ниже, чем у Nordhavn’ов. Заметим, что по американской классификации Elling – также траулерная яхта типа «лобстер».
Наиболее близкая по размерениям к Elling’у Е4 яхта Nordhavn-47 (47 футов) имеет полное водоизмещение 38 т (у Elling’а в данном переходе 20 т). Как видно из сравнения рыночных цен на эти модели, стоимость их постройки и цена сравниваемых яхт также отличаются примерно в два раза (при сопоставимой мощности главных двигателей).
Отметим также габаритные отличия Elling’ов в дальних плаваниях как по внутренним акваториям (здесь к месту малая осадка и невысокий надводный габарит), так и в океане (здесь, кстати малая парусность и повышенная остойчивость).
Немаловажная сторона дела – дальность плавания (запас хода) без пополнения запасов топлива. В этом Elling’и также лидируют. Nordhavn-47 израсходовал практически весь свой запас топлива (4800 л), в июне 2007 г. покрыв расстояние Бермуда-Азоры в 1818 миль. Показатель Elling’ов – расстояние через Атлантику 2585 миль при расходовании около 3000 литров топлива. Таким образом, и по запасу хода Elling Е4 опередил Nordhavn-47 примерно на 40%. По совокупности характеристик экономичности и запаса хода водоизмещающие моторные яхты траулерного типа на сегодня соперничать с Elling’ами не могут.
«…Развитие полуводоизмещающих моторных яхт категории «А» продолжится. Проектируется и подготавливается к постройке модель Elling E5 длиной 60 футов. Ей, помимо обычной эксплуатации, предстоят две сверхзадачи: перейти океан на крейсерской скорости около 15 узлов и совершить одиночную “кругосветку”», говорит Александр Рубинов.