Полис страхования гражданской ответственности для яхт можно сравнить с ОСАГО.
Только следует закладывать в полис большие лимиты и тщательнее следить за набором рисков.
Полис ОСАГО содержит заведомо четкий перечень рисков, за которые отвечает страховщик.
Список исключений минимален, и, как правило, потерпевший всегда получит деньги за "железо", если только авария не была подстроена или водитель не был пьян.
В случае с яхтами риски ответственности увеличиваются во много раз, а вот ответственность страховщика может быть размыта.
Самой большой затратой может стать причинение вреда окружающей среде из-за вылившегося за борт мазута или вследствие затопления судна. В последнем случае яхта, утонувшая в судоходном канале, может воспрепятствовать навигации. Коммерсанты, получившие убыток из-за вынужденного простоя, скорее всего направят пострадавшему владельцу иск – и зарубежная Фемида по таким случаям, вероятно, встанет на сторону терпящих убытки из-за простоя.
"По нашей практике, самый большой ущерб, который может нанести яхта, – это столкновение с судами или с причалом, – рассказал президент группы "Осло Марин" Виталий Архангельский. – Риск разлива топлива не столь критичен – яхты в основном плавают под парусом, мотор применяется как вспомогательный двигатель и горючего тратится немного. В то же время при разливе топлива в европейских водах судовладелец оплачивает уборку, ликвидацию последствий ущерба плюс платит немалый штраф. При разлитой тонне мазута (это очень много) суммарная выплата может превысить 300 тыс. евро".
Чтобы встать на якорь, в большинстве европейских портов власти требуют наличия полиса страхования ответственности. Лимита 30 тыс. евро обычно достаточно для получения разрешения на стоянку. Но исходя из вышеописанных примеров, надо понимать, что убытки могут оказаться выше.
В полисе для яхт, совершающих заграничные круизы, также важна защита пассажиров, причем ответственность страховщика желательно распространить не только на соседние суда, но и на "своих" пассажиров. Экипаж яхты и пассажиры страхуются в рамках ДМС – ответственность страховщика на них обычно не распространяется. В зарубежных водах выплата "по жизни" может стоить дороже убытков "по железу". При столкновении яхт нередки случаи, когда люди получали травмы, падая в воду.
Как правило, лимит определяется в зависимости от стоимости яхты, года выпуска, характера эксплуатации, размеров судна и мощности двигателя, а также от максимально вожможного ущерба для окружающей среды. В петербургском филиале "СОГАЗа" приводят следующие примерные расценки: 0,3% суммы покрытия при столкновении с судами, также 0,3% при нанесении ущерба неподвижным объектам, по здоровью – 0,4% (кроме пассажиров и экипажа судна), при загрязнении окружающей среды – 0,2%. Всего получается 1,2% лимита покрытия, что сравнимо с "автогражданкой" в Петербурге.
Впрочем, защита от вышеупомянутых напастей в основном касается заграничных путешествий. Если при иностранных вояжах выплата за тонну разлитого мазута может разорить яхтовладельца, то в российских водах ущерб окружающей среды скорее всего пройдет незамеченным. "В наших водоемах яхтовладельцы обычно берут ответственность на 100–200 тыс. рублей, – говорит директор по перестрахованию ЗАО "АСК-Петербург" Анна Знатова. – В полисе прописана ответственность за повреждение имущества судов, неплавучих объектов и страхуется жизнь третьих лиц".