Истинные ценители предпочитают катера и яхты российского изготовления, а отечественные любители и профессионалы водного спорта уже осваивают недоступные западным спортсменам экранопланы. Узнать больше об этих и многих других новинках могли посетители открывшегося в четверг в Москве Салона яхт и катеров.
По сложившейся традиции павильон выставочного центра «Крокус Экспо» заполнен исключительно продукцией иностранного производства, а в качестве особого предложения – миниатюрный вертолет и массажные ванны, преимущества которых демонстрируют плещущиеся в воде красотки. В просторном павильоне корреспонденту Агентства национальных новостей удалось отыскать лишь два исключения из этого правила.
Одна небольшая частная фирма из Подмосковья делает катера для речных прогулок, производство которых разместилось на территории бывшей торговой базы.
Другое предприятие из Москвы занимается изготовлением скоростных катеров, которые развивают скорость до 90 км/ч. У образцов продукции от заинтересованных покупателей нет отбоя, в то время как неподалеку в гордом одиночестве скучают представители прославленных зарубежных компаний. И дело не только в цене – россияне предлагают покупателям новые перспективные разработки.
«Последний писк моды – экранопланы, - объясняет представитель фирмы. – У нас уже более десяти заказчиков, готовим к запуску оригинальную модель».
Еще недавно экранопланы применялись разве что в качестве сверхсекретного оружия военно-морского флота, да и то считалось, что эти летящие над водой гибриды самолета и судна на воздушной подушке слишком сложны в эксплуатации и управлении. И вот теперь эти полуфантастические аппараты предлагаются для частного владения. И вчерашние яхтсмены осваивают новую технику, на которой, по крайней мере по скоростным параметрам, они гарантированно будут вне конкуренции.
Удивительные рассказы о сюрпризах отечественного судостроения поджидали и у воды, где у причала на волнах покачивалась главная экспозиция салона – яхты и катера знаменитых фирм, подготовленные для продажи. И снова среди них – ни одного российского представителя.
«А наши в таких выставках редко участие принимают», - поясняет мне, «как мореман мореману», один старый морской волк. «Не по карману?» - пытаюсь догадаться я. «Не угадал, - улыбается он. – У наших и без этих выставок много заказчиков, не знают, как отбиться! А самые крутые яхты уходят за 20 миллионов!» «Ну, это не так уж и дорого», - возражаю я. «Ты думал – 20 миллионов рублей? Так не рублей – долларов! Для речной и сравнительно небольшой яхты это очень хорошая цена. Моя, например, тянет всего на 400 тыс. «зеленых»!
Оказывается, козырь нашего малого судостроения – металлический корпус. Судно из металла хотя и тяжелее, чем импортный стеклопластиковый, зато неизмеримо надежнее. А это качество в наших суровых широтах всегда оценивалось по самой высокой шкале. Поэтому десятки предприятий этой сравнительно новой отрасли процветают и бурно развиваются. А вот к славе их руководители явно не стремятся. «Что толку, что АвтоВАЗ у нас в стране знает каждый? – говорит один из участников выставки. – На качество это практически никак не влияет. А продукцию наших судостроительных предприятий и без «пиара» хорошо берут – добрая молва и рекомендация лучше любой рекламы».
Его слова прервала чья-то громкая и до боли знакомая команда. Так и есть – неподалеку несколько мужиков под «и – раз, и – два» вытягивали на берег …гидросамолет. Они прилетели на выставку из Самары, а причала для этого вида техники в московских яхт-клубах пока нет. Вот и приходится подстраховываться, на всякий случай вручную вытягивать на берег.
«Узковата Москва-река, вот и отстали вы от жизни, - поясняет пилот и владелец самолета. - На Волге уже несколько портов для гидросамолетов, с заправками, я в отпуск туда каждый год летаю отдыхать. А вчера решили на выставку прилететь, у нас гидросамолеты хорошо продаются, может, и москвичи заинтересуются?»