Во Франции в маленьком прибрежном городке Ла Гранд Мотт, что в 15 минутах езды на машине от ближайшего такого же маленького аэропорта Монпелье, ежегодно проходит самая большая в мире выставка катамаранов. Самая большая, однако, это по соотношению, обойти ее можно всю за полчаса.
Но уникальность выставки в том, что в одном месте собрались многокорпусники со всех стран мира, и люди приезжают познакомиться с новинками отовсюду. Не только из Европы, мы встретили людей из Америки и Австралии. Посетителей много, на некоторые лодки зайти на борт посмотреть - очереди. Однако надо отдать должное - организация выставки на очень высоком уровне.
- О, гламур приехал, - с улыбкой встретили меня "парусники", - зная, что я специализируюсь по моторным яхтам. Те, кто неизменно связаны с парусом, с недоверием относятся к другим видам судов, да и к людям, у которых этого паруса нет. В душе нет. Однако о многокорпусниках рассказывали с удовольствием.
Лидером в производстве катамаранов является Франция. От парусных яхт французы-производители постепенно пришли к парусным катамаранам, а сегодня следуя моде, производители расширили линейки и предложили место и моторным катамаранам.
Тримараны (такие как NEEL) или многокорпусники из алюминия в основном остаются частью спортивной гоночной жизни и чартера. Для частного отдыха их все же неизмеримо мало.
Наиболее известные марки и производители – Lagoon – этих катамаранов самое большое количество на рынке, а верфи исполнилось 30 лет. Затем Fountaine Pajot – их тоже выпускается много, но на рынке примерно в два раза меньше. Сегодня Fountaine ничего не производит в сток, и строит не более 12 яхт в год. Пользуется спросом Privilege и Catana. Французскую верфь Nautitech, безуспешно боровшуюся с кризисом, год назад купила Bavaria, и во Франции уже сейчас Bavaria представила новую модель Nautitech Open 40 с необычной на первый взгляд планировкой, с добротным корпусом и хорошими скоростными характеристиками.
Россиянам хорошо известен польский производитель Sunreef Yachts, но в Ла Гранд Мотт представлен не был. С премьерой 40й модели выступил южно-африканский Leopard Catamarans. Верфь, у которой 95% продукции покупают туристические компании, у европейских продавцов вызывает некоторые сомнения для частного использования - «никто же из вас не ездит на африканских автомобилях..»
Многокорпусников выпускается не так много, а на вторичном рынке их можно пересчитать по пальцам. Большая их часть находится в собственности чартерных компаний, этот вид судов очень популярен в чартере. Выбор очевиден.
Французы (да и европейцы в целом), а именно французам принадлежит основной рынок производства катамаранов, любят отдыхать семьями, не удивительно, что многие номера отелей на побережье фактически рассчитаны на 3-4-5 человека и более, именно столько в номерах спальных мест. Катамаран заменяет не только «отельную жизнь» семьей на море, но и позволяет комфортно путешествовать. А парусный катамаран (помимо красоты и всех других плюсов) - экономить на топливе.
Широкий корпус катамарана не дает большой качки (стабилизаторы на такие суда не ставят). Разнесенные на значительное расстояние корпуса обеспечивают катамарану повышенную начальную остойчивость. Разместиться на катамаране с комфортом может достаточно большая компания даже на 40 футах (что для моторных яхт считается небольшим, а для катамаранов - средним размером). Если катамаран 50 футов и более, то такого огромного пространства салонов и кокпита вы не найдете ни на одной моторной яхте даже 60-70 футов.
- В первый раз нужно выходить на правильной лодке, - Александр Горон из "Интерпаруса", которого тут все ласково зовут Саша, подал мне руку при заходе на борт Outremer 45, катамаран отчаливал на sea-trial.
"Outremer - лодка не для всех. Она скоростная, легкая и комфортная. 45я - новая модель одного из самых популярных у кругосветчиков и дальних круизеров катамаранов. Яхта получилась еще более быстрая и маневренная. 45-й Outremer уже с проекта стал бестселлером среди покупателей Европы. Прекрасно управляется одним человеком, и может идти и на малых ветрах». В 45м Outremer очень высокий клиренс – 68 см, волна практически не бьет в корпус, как это случается на других катамаранах. Это создает дополнительный комфорт как во время плавания, так и во время стоянки и сна.
Мы вышли из марины и через несколько минут выключили двигатели, тишина неожиданно заворожила, лишь тихий плеск волны за бортом, теплый ветер и необыкновенно красивый горизонт под разноцветным парусом. Нет человека, который бы в этот момент не испытал эйфорического смешанного чувства вдохновения и спокойствия.
Катамараны - это легкие двухкорпусные суда, которые имеют большую площадь парусов, чем однокорпусные яхты, и поэтому могут достигать более высоких скоростей.
Особенность катамарана - его устойчивость. «Его практически невозможно перевернуть или затопить. Корпус создан таким образом, что лодка не тонет, даже, если вы повредите оба поплавка», - делится со мной Людмила Александровская из компании «Марин Тех Сервис».
Парусный катамаран в отличие от однокорпусника сделан не просто для компании, а в первую очередь для хозяина, который без особого труда может управлять яхтой самостоятельно в размере до 55 футов, ему не нужна ни команда, ни помощники. Прекрасный обзор, и все управление парусами с помощью сложной системы блоков, расположенных в одном месте преимущественно у всех современных парусных катамаранов. Обучиться управлению парусным катамараном можно за одну-две недели.
Если сравнивать с моторными яхтами, интерьер многокорпусников (как парусных, так и моторных) покажется аскетичным и простым, иногда даже чересчур. Но яхтсмены убеждают, что это стиль жизни, и здесь должна быть "удобная простота".
Дорогих видов отделки на катамаранах вы не найдете. Да и вес судна играет одну из важнейших ролей, оно должно быть предельно легким. Тяжелой мебели не будет. Вы потеряете в скорости и маневренности.
Наиболее продвинутые, пожалуй, в отделке интерьера Fountaine Pajot, все их лодки заметно отличаются интерьером и компоновкой от собратьев. Зайдя на новенькую SABA 50 мы были приятно удивлены - в каютах очень много места, нет того «катамаранного» ощущения замкнутого пространства в узких каютах. Высокие потолки позволяют пройти любому даже с двухметровым ростом. Удивительно, что и новая маленькая модель моторного катамарана Pajot MY 37 дает те же ощущения комфортного пространства. Да что и говорить, на лодке в 10,8 м в длину и 5 м в ширину 4 просторные каюты. Панорамное остекление и великолепная отделка. Лодка сделана с любовью.
Экономия топлива также стимулирует владельцев задумываться над сменой мотора на парус. Однако премьеры моторных катамаранов показывают, что экономить можно и на моторах. 37 модель имеет минимальный расход, ее дальность хода на крейсерском ходу составляет 1 тыс миль. Развивая скорость до 20 узлов, Pajot 37 расходует топлива в 2 раза меньше по сравнению с однокорпусными моторными яхтами такого же водоизмещения.
Еще одна особенность катамарана - большое пространство для отдыха вне лодки - на свежем воздухе. Как отмечалось уже - огромный кокпит, на нем - большие диваны. В яхтах 45 футов в кокпите может стоять огромный обеденный стол, в салоне также можно поставить трансформируемый (журнальный-обеденный) стол, но владельцы утверждают, что в основном все трапезы проходят в кокпите. Вообще производители стараются в катамаранах все привести в удобный вид. Например, столешница столика салона в Pajot MY 37 сдвигается по горизонтали для того, чтобы можно было свободно сесть вокруг стола компанией из 4 человек, не переставляя его с места.
Зону кухни начали объединять со столовой зоной кокпита, чтобы из кухни можно было быстро подать блюда на стол, не выходя из салона. Это пришло из моторных яхт.
Большие зоны для хранения вещей и продуктов - еще одна особенность. На катамаране хранилищ много, корпус позволяет. Некоторые верфи устанавливают в кухне-салоне помимо обычных вертикальных холодильников, огромные ящики-холодильники, что безусловно крайне удобно для загрузки большого количества продуктов в дальние путешествия.
Плита на катамаране, как на любом паруснике - газовая. На парусном катамаране отсутствует генератор (хотя при большой необходимости вы его можете заказать). Генератор имеет дополнительный вес, что становится критичным для скорости. Поэтому для выработки электричества катамараны активно используют солнечные панели.
Fountaine Pajot пошел дальше других и предложил нечто подобное флайбриджу - fly deck- открытая зона для отдыха с диванами наверху яхты, откуда, кстати, очень удобный доступ к парусу, не надо прыгать и бегать, достаточно встать. Похожее на fly deck есть и у Lagoon (например, у нового 40MY), однако на Fountaine он сделан более удобным и компактным.
Внешних постов управления может быть один или два. Fountaine предлагает два - справа и слева, что весьма удобно. Или на fly-deck, как у флайбриджных моторных яхт.
На носу у катамаранов – сетка, на ней в жару приятно загорать или смотреть на рыбок, а если повезет - на дельфинов. Сетка не позволяет катамарану черпать воду носом. У некоторых моделей катамаранов сетка уменьшена в размере и рядом сделаны мягкие лежаки-диваны. Что увеличило зоны отдыха. Пожалуй, не хватает только держателей для бокалов. Вино во Франции в этом регионе необыкновенно вкусное: на выставке ежедневно организовывали дегустации локальных вин, подавая их с канапе и устрицами.
Пока писалась статья и пролистывались яркие фотографии Salon du Multicoque 2015, позвонили двое владельцев моторных яхт: "Расскажи про катамараны. Парусные".
- Хорошо, но вы же на моторах…
- Хочется что-то поменять в жизни. На позитив.
Иванова Ирина, специально для YachtsWorld.ru, апрель 2015, Франция
Новый крейсерский катамаран Isla 40 создан бюро Olivier Racoupeau Yacht Design в сотрудничестве с инженерами Fountaine Pajot. Он станет продолжателем и преемником всех самых лучших характеристик довольно популярного катамарана Lucia 40.
Известная верфь Outremer из французского города Le Grande-Motte, анонсировала свою новую модель Outremer 55, которая будет выпущена в 2021 году.
Этот катамаран очень удобен для семейного использования, т.к. им можно управлять без привлечения наемного экипажа.
Парусный катамаран Excess 11 станет самым маленьким серийным катамараном группы Bénéteau, заменив Lagoon 380, который в своё время имел большой международный успех.
Катамаран Excess 11 был разработан известным дизайнерским бюро VPLP Design. Дизайн экстерьера выполнен Патриком Ле Куеманом (Patrick le Quément), а дизайн интерьера создан бюро Nauta Design.
Выставочный центр Messe Dusseldorf вновь собирает всех ведущих мировых производителей яхт, яхтенного оборудования, одежды и всего что связано с морем и яхтингом.