Возможное исчезновение ПЗС связано с тем, что сотрудники правоохранительных органов Петербурга под конец речной навигации осенью этого года начали проявлять усиленный интерес к плавучим заправочным станциям (ПЗС), на которых заправляются бензином Аи-95 и дизельным топливом яхты, катера, гидроциклы и прогулочные маломерные суда.
Владельцам станций пытаются вменить «незаконное предпринимательство», поскольку, по мысли правоохранителей, фирмы должны работать как бункеровочные компании (заправляющие топливом крупные суда) и получать соответствующую лицензию в Ространснадзоре. Особо активно проверочная деятельность «Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» наблюдалась в сентябре 2014 года.
Так, в Управлении привязали деятельность ПЗС к закону ФЗ № 99 от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах» и характеризуют ее как «погрузочно-разгрузочную деятельность» применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте в морских портах. И соответственно для функционирования ПЗС необходима аналогичная лицензия. Данная инициатива фактически сделала бизнес реализации топлива маломерным судам незаконным.
Так для получения данной лицензии необходим: полный комплект разрешительной документации для морского танкера, несмотря на то, что ПЗС является маломерным судном без двигателя (не самоходным); наличие в штате капитана с морским образованием прошедшим аттестацию в Москве и не более полугодовой давности подготовки для организации погрузочно-разгрузочных работ на морском транспорте; наличие специально построенного нефтеналивного причала. Теперь требования к плавучей заправочной станции и, например, к нефтяному терминалу в Усть-Луге или в Приморске – одинаковы.
Полиция уже возбудила два уголовных дела по части 2 статьи 171 УК РФ (незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере).
Сейчас деятельность ПЗС полностью соответствует розничной продаже моторного топлива, и характеризуется отсутствием транспортировки топлива, реализацией топлива в розницу через кассу, незначительными объемами реализации, приемом нефтепродуктов на борт только для пополнения запасов. Розничная продажа нефтепродуктов не лицензируемая деятельность. Как отмечают участники топливного рынка, требование о строительстве специального нефтеналивного причала причала может быть рентабельным при прокачке через него более 500 тонн нефтепродуктов в сутки.
А при прокачке ПЗС 1-2 тонны в сутки и сезонности работы - максимум 5 месяцев в году, причал не является серьезным источником дохода для компании, а его окупаемость составит 15-20 лет. Давление со стороны правоохранительных органов убеждает бизнесменов о бессмысленности продолжения данного вида деятельности. Таким образом, работающие в этом году 17 ПЗС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в мае 2015 года могут просто не открыться.
Плавучая заправочная станция – главное инфраструктурное звено в развитии водного туризма. Соответственно отсутствие подобных цивилизованных мест заправки сильно тормозит развитие всего, что связано с водным туристическим бизнесом. Георгий Полтавченко в рамках Форума согласился с тем, что закрытие ПЗС может стать серьезной проблемой для развития прогулочного туризма по рекам и каналам Петербурга; явиться препятствием для судоходных компаний, работающих в акватории Невы, для государственных структур, использующих для своих целей маломерные суда, а также для некоторых болельщиков Чемпионата мира по футболу, которые прибудут в город на своих яхтах.
Исходя из сегодняшних требований, из-за неясности в законодательном оформлении деятельности заправки на воде, работа 50 функционирующих в России ПЗС является незаконной. Резолюцией Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга принят пункт об обращении в правительство с законодательной инициативой:
- внести поправку в ФЗ № 99 об отдельных видах деятельности и в постановление правительства РФ от 06.03.2012 N 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»,
- исключить отношение «розничной продажи моторного топлива на воде» - к лицензируемым видам деятельности,
- исключить требование РОСМОРЕЧНАДЗОРА на получение «Лицензии на погрузо-разгрузочные работы применительно к нефтепродуктам на внутреннем водном транспорте, в морских портах» для вида деятельности «розничная продажа моторного топлива на воде с плавучей заправочной станции, через пистолет с выдачей кассового чека».
Справка
По состоянию на конец 2013 года в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области насчитывалось зарегистрированными более 70 тысяч маломерных судов. Ежегодно в центре ГИМС МЧС России по Санкт-Петербургу регистрируется более 7 тысяч судов, более 20 тысяч технических осмотров. Регистрируется более 3000 судоводителей моторных и парусно-моторных судов. Эти показатели являются одним из самых крупных в России.
На сегодняшний день в Петербурге работают около 20 плавучих заправочных станций, как частным предпринимателям, так и нефтяным компаниям, в числе которых Роснефть и Лукойл. Так, дочерняя компания «Роснефти» — ООО «РН-Ладога» — эксплуатирует четыре водных АЗС в Петербурге, которые расположены яхт-клубах «Геркулес», «Форт Константин» (в Кронштадте), «Речной» и «Бриз», а также тремя заправками в Ленобласти — в яхт-клубах «Лавола» (Выборгский район), на турбазе «Ладога» (Волховский) и на реке Свирь (Подпорожский).
У компании «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» две автоматические заправки (Свердловская набережная, 9, и Выборгская набережная у Кантемировского моста), на которых заправляются и автомобили, и суда. На период навигации компания устанавливает понтоны, а на зиму их убирает. Еще семь заправок, работающих под товарным знаком «Аэро», принадлежат компании «Фаэтон-аэро», но сейчас они находятся в аренде у фирмы «Фюэл системс инжиниринг».