По данным Ассоциации владельцев маломерных судов, в государственной инспекции по маломерным судам Петербурга зарегистрировано около 50 тыс. некоммерческих плавсредств, из которых регулярно ходит лишь пятая часть — около 10 тыс. Еще 200 маломерных судов для предпринимательской деятельности зарегистрировано в администрации Большого порта Санкт-Петербурга и «Волго-Балте» (ходят все).
В Петербурге работают около 20 плавучих заправочных станций (всего в России их около 50 штук). Они принадлежат как частным предпринимателям, так и крупным нефтегазовым компаниям. В большинстве случаев заправки расположены в яхт-клубах, в каждом из которых по 300 – 400 стояночных мест. Клубы, в свою очередь, принадлежат бизнесменам, не связанным с топливным бизнесом.
Дочерняя компания «Роснефти» — ООО «РН-Ладога» — управляет 4 заправками в Петербурге, которые расположены яхт-клубах «Геркулес», «Форт Константин» (в Кронштадте), «Речной» и «Бриз», а также тремя заправками в Ленобласти — в яхт-клубах «Лавола» (Выборгский район), на турбазе «Ладога» (Волховский) и на реке Свирь (Подпорожский).
У компании «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» две автоматические заправки (Свердловская набережная, 9, и Выборгская набережная у Кантемировского моста), на которых заправляются и автомобили, и суда. На период навигации компания устанавливает понтоны, а на зиму их убирает. Еще семь заправок, работающих под товарным знаком «Аэро», принадлежат компании «Фаэтон-аэро», но сейчас они находятся в аренде у фирмы «Фюэл системс инжиниринг».
По словам участников рынка, общий объем заправки маломерных судов нефтепродуктами в Петербурге оценивается в 2 млн литров (около 1,5 млн тонн) за сезон — с мая по октябрь. Из расчета средней стоимости литра Аи-95 и дизельного топлива (34 рубля), общая сезонная выручка компаний составляет около 70 млн рублей.
За кем пришла полиция
Сотрудники правоохранительных органов Петербурга под конец речной навигации начали проявлять усиленный интерес к плавучим заправочным станциям, на которых заправляются бензином Аи-95 и дизельным топливом яхты, катера, гидроциклы и прогулочные маломерные суда. Владельцам станций пытаются вменить «незаконное предпринимательство», поскольку, по мысли правоохранителей, фирмы должны работать как бункеровочные компании (заправляющие топливом крупные суда) и получать соответствующую лицензию в Ространснадзоре.
Как стало известно, 17 сентября к заправке «Фюэл системс инжиниринг» в Речном яхт-клубе профсоюзов на Петровском острове подошел катер, заправился на 1 тыс. рублей, после чего моряки представились сотрудниками транспортной полиции. Гендиректору компании Игорю Воробьеву передали две бумаги, в которых описаны обстоятельства доследственной проверки.
Сотрудники полиции изъяли у Воробьева два контрольно-кассовых аппарата, журнал кассира-операциониста, отчет по остаткам топлива в баках ПЗС и z-отчет. Полиция намерена возбудить уголовное дело по части 2 статьи 171 УК РФ (незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, который для этой статьи установлен на уровне более 6 млн рублей). По информации «Фонтанки», средняя ежемесячная выручка заправки составляла 5 млн рублей. В транспортной полиции воздержались от комментариев, сославшись на преждевременность.
В этот же день, 17 сентября, стало известно о том, что транспортная полиция возбудила уголовное дело по статье 171 УК РФ, связанное с работой заправки компании «Элегаз», которая, по данным ФНС, принадлежит Елене Цукановой. С мая по 20 августа заправка продала топлива на приблизительно 1,7 млн рублей. В этот же день постановление о возбуждении дела отменила транспортная прокуратура, однако сотрудники полиции, по информации «Фонтанки», намерены на следующей неделе заняться им снова. Отметим, что яхт-клуб «Восточный», где расположена заправка «Элегаза», строила компания «Плаза Нева» и сейчас им управляет. По данным ФНС, «Плаза Нева» принадлежит Олегу и Алексею Виролайненам, а Елена Цуканова, как сказано на сайте компании, работает в нем заместителем генерального директора.
Лицензии нет и не будет
Как рассказал «Фонтанке» гендиректор «Фюэл системс инжиниринг» Игорь Воробьев, причиной проверки полиции послужило отсутствие лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность с опасными грузами на внутреннем речном транспорте, которую выдает Ространснадзор. Однако плавучая станция, по его мнению, не может подлежать лицензированию, поскольку не принимает груз на борт для дальнейшей транспортировки, не заключает договоры транспортировки груза. Поэтому, по федеральному закону № 36 об определении понятия маломерного судна, плавучая заправка может иметь только судовой билет и акт освидетельствования (по аналогии с автомобилями — техпаспорт и техосмотр).
Бункеровочные же компании для получения лицензии собирают документы, изложенные в статье 14 Кодекса внутреннего водного транспорта и в статье 25 Кодекса торгового мореплавания. В общей сложности там около 15 документов, среди которых свидетельство о годности к плаванию, санитарное свидетельство, мерительное свидетельство и так далее.
Воробьев отметил, что средняя маржа с литра — 1,5 рубля. Из этих полутора рублей компания должна уплатить все налоги, заплатить за аренду, за стоянку, за электричество, за топливо, которое доставляют бензовозы, выплатить зарплату и содержать заправку. В результате денег практически не остается, и компания работает фактически в убыток.
Гендиректор компании «Элегаз» Елена Цуканова сообщила, что получить лицензию на бункеровочную деятельность практически невозможно. «Я уже полтора года пытаюсь это сделать. Огромная проблема. Изучая законодательство, мы пришли к выводу, что у нас нет объекта, подлежащего лицензированию, поскольку лицензия выдается на суда с объемом хранения нефтепродуктов более 80 тонн. Наши яхтсмены ходят с канистрами, мы не разрешаем им на воде заправлять! Отработали впервые в этом году всего три месяца, с огромным убытком», — сказала она.
«Роснефть» и прокуратура
На днях на заправку «Роснефти» на Серном острове приехала транспортная прокуратура. Эту информацию «Фонтанке» подтвердил источник в нефтегазовой компании, отметив, что сотрудники ведомства не проводили проверку, а просто осмотрелись и пообещали прислать письменный запрос. «Суть претензий не объяснили», — отметил он. Получить подробности от руководства «РН-Ладоги» не удалось.
В транспортной прокуратуре сообщили, что действительно посещали указанную заправку, однако не на днях, а только на прошлой неделе. «Мы проводили проверку по факту отсутствия договора водопользования. Привлекали к административной ответственности», — сказал собеседник в ведомстве. Собеседник в компании «Лукойл» сообщил, что на ее водные заправки правоохранители не приезжали.
Заместитель председателя Ассоциации владельцев маломерных судов Аркадий Ильин рассказал, в чем заключается интерес прокуратуры в подобных проверках. По его словам, речные перевозчики, которых прокуратура тоже обязывает заключать договор водопользования, никогда не были против такой аренды. Однако участки водоемов сдаются в аренду по результатам проведения аукционов.
«Приходит директор на аукцион, а там две-три фирмочки левые нарисовываются, которые торгуются и препятствуют тому, чтобы ты победил. Затем подходят и говорят: «Мы вам уступим, но дайте от 300 тыс. до 500 тыс. рублей за каждый договор водопользования». Прокуратура об этом знает, но ничего не делает. Приходит только и штрафует за отсутствие договора на 7,5 тыс. рублей. И так каждый год», — сказал он.