НовостиКомпанииКаталог катеров и яхтПродажа катеров и яхтНедвижимостьВыставкиОбучениеАренда яхтРабота
Вход или регистрация
YachtsWorld.ruNewBoats.ruUsedBoats.ruRusYachting.ru
Главная / Новости мира яхт и катеров

Вопросы и ответы об эхолотах Lowrance Mark-5x DSI и Elite-5 DSI

Продажа этих моделей началась в начале 2011 года и темп завоевания популярности этих моделей удивил всех. Но в тоже время у пользователей возник целый ряд вопросов в ходе эксплуатации, причем неглупых.

И это совсем не удивительно, так как в отличии от классических 2D эхолотов, эти эхолоты работают по другому принципу, который собственно и обеспечивает такой потрясающий результат, то есть подводную картинку.

Эхолоты Lowrance Mark-5x DSI и Lowrance Elite-5 DSI
Нужно отметить, что у них есть и слабые стороны, которые нужно знать, чтобы не ждать от них невозможного. Цель этой статьи - максимально доступно ответить на вопросы пользователей раскрыть сильные и слабые стороны, а также помочь начинающим пользователям быстрее и лучше привыкнуть к новой технике. Предлагаю короткое пояснение:

Lowrance Mark-5x DSI – монохромный эхолот–сканер. Способен передавать подводную картину прямо под лодкой с потрясающей точностью и детальностью, что-то на подобии рентгена. Технология позаимствована у достаточно дорогих приборов высокого уровня, но сделана, так сказать, для народа за относительно гуманные деньги, порядка 450-500 дол.

Цифра 5 указывает на диагональ экрана в дюймах, соответственно 12,7см, а буква Х указывает на отсутствие GPS приемника. DSI переводиться как – «изображение нижнего сканера».

Что касается «черно-белости», то в данном случае, это скорее плюс, чем минус, так как практика показала, что именно черно-белая картинка нижнего сканера самая четкая и информативная. Отсутствие цвета повлияло на гуманность цены, низкое энергопотребление и хорошую видимость при ярком солнечном свете.

Но, тем не менее, не зря старшая модель Lowrance Elite-5 DSI имеет цветной экран. Так как это устройство уже снабжено встроенным GPS картплоттером, то цвет имеет уже решающее значение для удобной эксплуатации. Например: на черно-белом картплоттере, линия на экране может в равной степени обозначать дорогу, узкую речушку, ЛЕП, собственный путь, береговую линию, железнодорожные пути, линию глубины (изобату) и т.д.

Понятно, что цветная версия экрана нарисует это все соответствующими для удобного восприятия, цветами. Этот прибор также снабжен новым 16 канальным, высокочувствительным GPS приемником, и способностью читать лучшие карты рек и морей итальянской фирмы «Навионикс»(Navionics). Вообще три самых важных параметра навигатора: чувствительная антенна, способность читать нужные карты, величина и разрешение экрана. Остальное – мелочи!

Вопрос: Нужен ли совмещенный эхолот - GPS?

Однозначно да! Мало того, что он поможет сориентироваться, вернуться домой и отметить нужную точку с точностью до 3 метров. Он дает возможность также отметить на экране объект, найденный эхолотом, с очень высокой точностью. Чего не даст пара приборов - эхолот и отдельно навигатор. Не говоря о том, что удобнее воспринимать информацию с одного экрана, а не переводить взгляд с одного на другой. В отношении рыбопоисковой, «эхолотной части» части Elite-5 DSI и Mark-5x DSI аналогичны, разве что в Elite добавлены разные цветовые палитры подводной картины, но как мне кажется, они особо не нужны. Стоимость Elite DSI порядка 1000 дол. Итак, начнем разбирать по косточкам или по крайне мере по главным костям.

GPS не трогаем – он прекрасен! Разберемся с эхолотом. Для начала заметим, что хотя по инерции мы называем DSI эхолотами, производитель применяет слово СКАНЕР, а не как обычно САУНДЕР, т.е. эхолот, и это совсем не зря. Так как принцип работы, в некоторой степени, отличается от классического эхолота и вот в чем. Рекомендую внимательно вникнуть в ниженаписанное пояснение, так как от этого зависит качество полученной информации.

В отличие от классического эхолота, луч нижнего сканера распространяется не круглым конусом, по аналогии как свет от фонаря, а достаточно узкой полоской, приблизительно, шириной 0,5 метра и углом вниз около 80 градусов. Получается некая лимонная долька, перпендикулярная курсовой линии лодки. С одной стороны, это очень хорошо, т.к. именно такая узкая форма излучения в паре с высокой частотой 445 или 800 кГц позволяют получить такую четкую картину. С другой стороны, это же накладывает определенные обязательства на пользователя.

Например:

1. Двигаться по возможности прямо по оси судна. Заметим, что классическому эхолоту практически все равно - идешь ты вперед назад, боком, или сплавляешься, например, по течению вращаясь в разные стороны. Все, что попадет в конус - выведется на экран. Для DSI движение боком существенно ухудшит изображение. Поэтому рекомендую всячески избегать дрейфа (бокового сноса). Сделать это просто - изучаем дно, двигаясь по возможности, против или по течению или ветру. Еще желательно поменьше крутить рулем, точнее реже изменять курс.

Схема формы лучей при взгляде на лодку сверху. Круг – форма луча обычного эхолота, плоская форма - луча DSI.

2. Чтобы увидеть рыбу - нужно по ней именно пройти, то есть просканировать. Если вы лежите в дрейфе, то рыбе придется четко пройти перпендикулярно плоскости луча, заставить ее это сделать достаточно непросто. Другое дело классический эхолот - луч светит вниз, как фонарь, и все что попало в этот круг - появляется на экране. С одной стороны, хорошо для отвесной ловли, с другой стороны это же и не дает ему шансов даже приблизиться по качеству картинки к сканеру DSI.

Получается, что для изучения дна в движении, однозначно преимущество у приборов с аббревиатурой DSI, т.е. сканеров. Но при отвесной ловле они практически лишены возможности изображать рыбу. По аналогии, узкая долька лимона имеет гораздо меньше площадь захвата под лодкой, чем конус света фонаря при одинаковом угле. Хотя глубина будет видна четко. И в этом случае понадобиться классический эхолот.

Вывод:

  • Если приоритет в рыбалке это спиннинг или троллинг, - то выбор однозначно DSI. Пользователь получает возможность видеть точную форму коряг и рыбу посчитать чуть ли не поштучно.
  • Если ловля на квок или морская ловля сельди или ставриды - то классический эхолот.
  • Если и то и другое, то лучше иметь оба прибора для подходящих условий. Или еще лучше LOWRANCE серии HDS с дополнительным блоком СТРУКТУРСКАНЕР. В этом случае, получаем все вместе, плюс усовершенствованный эхолот с новым процессором Broadband sounder-1 и возможностью видеть картину влево-право от лодки суммарно до 160 метров. Такая система стоит от 2000 дол.

Форма луча - это самое главное принципиальное отличие от привычных нам классических эхолотов.

Теперь рассмотрим другие, более простые, функциональные отличия.

Вопрос: показывает ли DSI рыбу, если да то как?

Показывает даже намного лучше, чем классический эхолот. Почему лучше? Ряд наших экспериментов показал, что простой эхолот, мало того, что вместо ветвей коряги рисует какую то бесформенность, но и не способен распознать отдельный объект (например, рыбу) который располагается на расстоянии менее 50 см над дном. Мы специально ставили рыбу на гарпунах на разном расстоянии над дном. Андрей Лагутин имитировал собой сома и ложился на дно и висел над дном на расстоянии вытянутой руки. В лучшем случае, мы видели бугристое дно. Именно поэтому при «квочении», сом как бы стартует из-под земли. Более того, дугами, которые мы привыкли видеть, он изображает не только рыбу, но и даже вихревые потоки воды, созданные, например, работой ласт ныряльщика, не говоря уже о листиках травы.

В отличие от классики, DSI способен изобразить даже автомобильную покрышку, лежащую плашмя, наполовину погруженную в ил. И если он что-то показал в толще воды - будьте уверены, что это рыба или по крайне мере жесткий предмет, а не «что попало» как часто бывает на обычном эхолоте. Как правило, крупные особи, например лещи, изобразятся как маленькие бесформенные кляксы. Стая мелкой рыбы изображается, как облако, состоящее из разного размера точек. С хищной рыбой сложнее. Ее образ жизни подразумевает «скрываться и маскироваться». Особенно сложно определить сома и судака, а со щукой и жерехом проще - они чаще держатся в толще воды.

Вот один из редких скриншотов от DSI, где я с уверенностью могу сказать, что это именно судаки. Так как именно здесь, сразу после этого снимка, мы ловили их в немалом количестве. Экземпляры были от 0,5 до 1,5 кг.

Вот еще скриншот - в правой части экрана косяк рыбы среднего размера (плотва «с ладошку»). По центру на дне – легковая покрышка. Слева у дна - тоже немного рыбок.

Вопрос: На какой скорости он работает наилучшим образом?

Производитель указывает 12 км/ч и меньше. Мне показалось - от 5 до 8 км/ч. А наилучшая - 6 км/ч. Отмечу, что относительно земли, а не воды. Это еще одна причина - зачем нужен GPS. «Против» или «по течению», скорость относительно воды будет обманчива, и это следует брать в расчет! Что еще приятно отметить, так это то, что при определенном опыте можно обнаружить крупную структуру, например корягу 1,5 м высотой, даже на полной скорости. Все-таки, частота до 800 кГц - это в 4 раза быстрее, чем 200 кГц обычного эхолота. В этом случае, коряга изобразиться очень коротко (остро торчащая палочка). Если она в потенциально интересном месте, то я обычно разворачиваюсь назад по своему следу и прохожу по этому месту на оптимальной скорости сканирования, то есть 6км/ч. Напротив, если мы пройдем по той же коряге с излишне малой скоростью, то она изобразится на экране очень растянуто и массивно. Из этого вывод - для наилучшего понимания нужно выработать привычку двигаться с одной, оптимальной скоростью.

Вопрос: На какой скорости DSI удерживает контакт с дном?

Производитель заявляет 64 км/ч. Тут следует отметить один момент. Время от времени любые эхолоты теряют контакт с дном, не зависимо от скорости и глубины. Причина этого – чрезвычайно заиленное дно. Вспомним основной принцип работы эхолота. Щелчок посылается вниз, отскакивает от разных объектов, в конце концов, ударяется об дно и летит снова к датчику, чтобы передать ему все, что он встретил на своем пути. Ил как бы поглощает сигнал, и отражаться просто будет нечему. Кстати максимальная глубина пробивания 76 м, в отличие от эхолота старого типа, который бьет минимум на 244 м.

Вопрос: Почему, когда лодка стоит на месте, картинка эхолота движется, и что он в это время показывает?

Так устроен эхолот, ему требуется прокрутка экрана. Если под лодкой не происходит никаких изменений, то и на экране их не будет, но он должен прокручиваться по своей задумке. В целом идея такова, что не он под нас подстраивается, а нам приходится подстраиваться под прокрутку экрана.

Вопрос: Какую частоту выбрать 455 или 800 кГц?

Все просто: 800 кГц очень высокая частота, обеспечивающая максимально детальное изображение. Но сила импульса недостаточна для пробивания значительной толщи воды или ила.

Приблизительно глубже 15 метров в заиленном заливе уже придется переключиться на 455 кГц. Качество ухудшится совсем незначительно, зато сигнал достанет до дна.

Далее просто посмотрим некоторые информативные скриншоты.

Кузов запорожца и покрышка на крыше. Кадр взят из фильма «Удачная рыбалка с Lowrance StructureScan на Днепре».

Старая порванная сетка

В левом угле у дна мелкая рыба (величиной с ладонь). В правом углу на дне кляксами изобразилась группа крупных рыб. По моим предположениям - сазаны. Слева в толще воды видно пятнышко состоящее из точек. Так изображается стая мелкой рыбы - верховодка или мелкая чехонь.

Две крупных рыбы у дна.

Настройка DSI

Стоит отметить следующее. В новом приборе (с завода) производителем предусмотрены первичные, средние настройки, так сказать по умолчанию. Честно говоря, при первом включении качество картинки меня просто ужасает, а причина тому - заводские настройки. После соответствующей отладки, все приходит в норму и картинка, так сказать, «оживает». Поэтому считаю своим долгом дать рецепт по настройкам DSI.

И так – переставляем единицы в метрическую систему.

Выставляем частоту на 800 кГц. Частота в 455 кГц - скорее всего понадобиться на глубинах более 17 метров. Просто 800 кГц уже не сможет пробивать толщу воды, особенно на повышенной скорости (больше 8 км/ч).

Цветовая палитра – «оттенки серого».

Контрастность - изначально 40%. Чаще всего контрастность нужно уменьшать настолько, насколько это только возможно. Вплоть до появления прозрачности твердых объектов. Только тогда начнут проступать мелкие детали (веточки, перегородки, рыбы возле коряг).

Вывод:

Технология DSI однозначно на несколько шагов превосходит классический эхолот. Смело рекомендую эхолоты с этой технологией свом друзьям и знакомым спиннингистам. Исключение - «квочатники», морские рыболовы и, пожалуй, те, кто ищет рыбу со льда в толще воды - для них классический 2D эхолот, а еще лучше, снабженный новым процессором Broadband Sounder-1. Если нужен только эхолот DSI, то выбор - Mark-5x DSI. Если нужен в добавок к DSI еще и GPS-картплотер - тогда Elite-5 DSI. Сдвоенная система эхолот-GPS будет работать точнее и лучше чем раздельная.

Автор: Юрий Орлов, специалист по установке и настройке морского навигационного оборудования
Источник: Навионика

13 марта 2014 года
Славутич
+7 499 288-0423

 
Есть интересная новость?
Пришлите ее нам!
Смотрите также
Lowrance
Lowrance
Новые приобретения корпорации BrunswickНовые приобретения корпорации Brunswick
Американская корпорация Brunswick, в которую в входит крупнейший производитель катеров Sea Ray, расширяется. Несколько месяцев назад она включила в свое портфолио бренды Lowrance, Simrad, B&G и C-MAP.
12 ноября 2021 года
Burevestnik Group
 
Кубок Крыма 2016Кубок Крыма 2016
Севастопольский рейд в 2016 году стал местом проведения двадцать третьего ежегодного Кубка Крыма среди крейсерских классов яхт. Компания «Popilov Yachts» рада сообщить, что в текущем сезоне выступает в качестве одного из спонсоров данного мероприятия.
17 июня 2016 года
Верфь Яхты Попилов
 
Popilov Yachts продолжает постройку яхты проекта Popilov-1999Popilov Yachts продолжает постройку яхты проекта Popilov-1999
Очередной корпус 20-ти метровой моторной яхты из серии Popilov-1999 преображается на глазах. Не так давно была установлена рубка, сейчас подходит к завершению финальная шпаклевка.
24 июля 2015 года
Верфь Яхты Попилов
 
Морская электроника Lowrance, Simrad Yachting и B&G обзавелась поддержкой ГЛОНАССМорская электроника Lowrance, Simrad Yachting и B&G обзавелась поддержкой ГЛОНАСС
Компания Navico, являющаяся владельцем брендов Lowrance, Simrad Yachting и B&G, объявила о поддержке в своих устройствах навигационной системы ГЛОНАСС.
24 июня 2015 года
Славутич
 
Преимущества широкополосного радара Broadband RadarПреимущества широкополосного радара Broadband Radar
Представляем вам революционную радиолокационную систему, ничего подобного которой на рынке любительских малых судов не было. Инновационные решения, использующие полупроводниковые технологии, обеспечивают разнообразным малым судам превосходное обнаружение и выделение объектов, простоту эксплуатации и новый уровень навигационной безопасности.
1 июня 2015 года
Славутич
 

 

Реклама: