Совет Федерации одобрил изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, открывающие российские водные пути для плавания судов под флагами иностранных государств. Теперь этот документ должен подписать Президент Российской Федерации.
Законом устанавливается, что плавание спортивных судов, прогулочных судов, и судов, осуществляющих плавание в целях туризма, общее количество людей на которых не должно превышать восемнадцать человек, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, под флагами иностранных государств по внутренним водным путям РФ осуществляется в соответствии с правилами, установленными правительством РФ. Плавание иных судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям разрешается на основании международных договоров, а также на основании решений правительства РФ.
Правительство также наделяется полномочиями по установлению перечня портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств, и внутренних водных путей России, по которым разрешено плавание таких судов.
Напомним, что вчера комитет Совета Федерации по промышленной политике на своем заседании, под председательством В.Г. Завадникова, проголосовал за Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации». Действующая в настоящее время процедура доступа, подразумевающая получение специального разрешения в виде Распоряжения Правительства РФ и согласований 11 министерств и ведомств, среди которых МИД, ФСБ, Министерство обороны и даже Министерство сельского хозяйства, давно устарела. Вся процедура занимает не менее 3 месяцев. Все это фактически закрывает внутренние водные пути для иностранных прогулочных и спортивных судов и существенным образом тормозит развитие водного туризма и парусного спорта в стране. Страдают в первую очередь наши прибрежные города.
Основная задача ВФПС – организовать систему доступа спортивных и прогулочных судов, таким образом, чтобы это было не сложнее, чем доступ в нашу страну на автомобиле. Законопроектом устанавливается, что судоходство по внутренним водным путям в спортивных и культурных, в том числе прогулочных целях судами под флагами иностранных государств с общим количеством людей на борту не более 18 человек, включая пассажиров общей численностью не более 12, осуществляется в соответствии с правилами плавания по внутренним водным путям судов под флагами иностранных государств, в спортивных и культурных целях, установленными Правительством Российской Федерации.
Председатель наблюдательного совета ВФПС Дмитрий Зеленин: «Российские внутренние водные пути закрыты для доступа судов под иностранными флагами с 1937 года. Могу сказать, что финиш кругосветной гонки Volvo Ocean Race 2008-09 обострил эту проблему. Для того, чтобы в воды Невы вошли 7 яхт участниц кругосветной гонки, оргкомитету пришлось подписывать разрешительные документы на уровне Правительства РФ. Региональным Федерациям парусного спорта невозможно провести полноценную международную регату, например, в Приморском крае, на Черном море или на Балтике, наши коллеги-соперники просто не могут прийти в Россию и принять участие в парусных гонках. Вместо того, чтобы проводить соревнования у себя в стране, наши яхтсмены вынуждены уезжать за границу и там повышать свое спортивное мастерство. Решение этого вопроса позволит также значительно интенсивнее развить туристическую инфраструктуру, как в прибрежных городах, так и внутри страны, это даст новые рабочие места, послужит развитию регионов. Россия недополучает в бюджет миллионы долларов. Сама процедура должна занимать не более одной недели (по аналогии с получением въездной визы) и быть максимально простой и понятной для зарубежных владельцев спортивных парусных судов».
Во всем мире яхтенный спорт и яхтенный туризм имеет устойчивую тенденцию к развитию, миллионы людей выбирают для отдыха и путешествий парусные суда. Развитие морского туризма в России является важным элементом позиционирования России в мире как великой морской державы.