Проведение международного ралли «Русское РИБ Ралли» от Санкт-Петербурга до Сочи в августе 2011 г. позволит оценить степень открытости водных путей России, а также проверить выполнение чиновниками различных ведомств действующих поправок в Кодексе о порядке плавания спортивных и прогулочных судов под флагом иностранного государства.
Многолетний запрет на прохождение судов под иностранным флагом по внутренним водным путям РФ скоро канет в лету. Имея самые большие водные акватории в Европе, Россия до сих пор не научилась извлекать из этого выгоду. Водный туризм, развитый во всех странах мира и приносящий вполне ощутимый доход государствам, поддерживающим этот вид отдыха, все-таки постепенно обращает на себя внимание и российских законодателей.
В Госдуме по инициативе депутатов Государственной Думы С.Н.Шишкарева, Ф.М.Швалева, И.И.Гильмутдинова, С.С.Журовой 7 февраля 2011 года внесена, наверное, последняя поправка в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации о порядке плавания спортивных и прогулочных судов под флагом иностранного государства. Эта правка должна дать, по идее, мощный толчок для развития водного туризма в России.
Радует и то, что принятие и последующая реализация положений федерального закона «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета. Возможно, это ускорит принятие новой редакции и вступление его в силу, как обещают к 1 мая этого года.
Но российские яхтсмены высказывают опасения, по поводу того, насколько эффективно будет работать этот закон. Как выяснилось, до сих пор в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отсутствует понятие «водные виды спорта». По этой причине в нашей стране последние десятилетия так слабо развиваются парусный и водно-моторный виды спорта и отдыха. Иностранцы бесконечно удивляются тому, что россияне в больших количествах покупают яхты на международных выставках, имеют самые большие водные артерии в Европе, но фактически не имеют сервиса для развития водного туризма.
Как будет работать новая поправка в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, как будут взаимодействовать пограничные и таможенные службы, как быстро будет проходить регистрация для прохождения – всё это на собственном опыте готовы испытать организаторы и участники крупнейшего международного проекта «Русское РИБ Ралли Санкт-Петербург – Сочи 2011». В августе месяце из северной столицы стартуют команды участников-первопроходцев, состоящие из профессиональных спортсменов и любителей водно-моторного вида отдыха. Они стартуют 10 августа, пройдут почти 5000 км по воде и финишируют в Сочи перед началом яхтенной выставки 1 сентября.
Это ралли привлекает всеобщее внимание, как в России, так и у зарубежных любителей и производителей катеров типа RIB. Организаторами уже получены официальные письма с одобрением проекта от ряда Министерств и ведомств, отвечающих за развитие туризма в России. А зарубежные любители RIB высказывают искренние восхищения масштабом предстоящего ралли. По словам Андре Скотта (Andre Scott) совладельца польской верфи A.H.Parker & Sons Ltd «В 1999 я участвовал в гонках вокруг Великобритании, но ваша гонка станет настоящей сенсацией для всех гонок на рибах».
Перед организаторами действительно стоит не простая задача, сделать из Русского РИБ Ралли привлекательный проект и поднять его до уровня узнаваемости международного «Париж-Дакар». Но, по словам Генерального директора телеканала «Ocean-TV» Андрея Подколзина, в нынешний век информационных технологий это сделать будет не столь уж и сложно: «Мы беседовали на недавней выставке SCTB-2011 с рядом ведущих телеканалов России. Они готовы поддержать наше ралли и выделить операторов в команды для освещения всего маршрута. По итогам международных гонок выйдет многосерийный фильм о приключениях в России, и зрелищность этого мероприятия будет столь же интересна как любые экстремальные виды спорта. Технически у нас есть все для этого – от небольших камер на каждом рибе, до съемок с вертолета».
Многих российских профессионалов смущает отсутствие развитой инфраструктуры на воде. Но это ралли покажет, где необходимо будет создавать места для стоянок судов, которые в дальнейшем будут пользоваться этим туристическим маршрутом на воде. По мнению руководителя ралли Сергея Гмыра, конечно, необходимо чтобы по маршруту были уже готовые стоянки как большие, так и небольшие промежуточные. Их нужно порядка 70, но со временем они обязательно появятся. Уже давно есть план создания мини-отелей для туристов на воде. Это ралли даст толчок развитию водной индустрии туризма в России.