Две российские яхты заявили о себе в мировой элите
В сентбре в португальском Портимао прошел последний этап регаты Audi MedCup. Гонки на крейсерских яхтах (морской вариант «Формулы-1») – экзотический вид спорта в России. Но среди 15 яхт в Портимао были и две наши – «Valars» и «RUSAL-Synergy».
Банан и морковь
– Морковь! – произнес кто-то. Все лица, как флюгеры, повернулись в одну сторону, к берегу. «Морковь!» – повторил кто-то невесело. Какая морковь? Где? Оказалось, морковь – это красный флаг. Поднятие моркови означает: ветра нет, старт откладывается.
Сегодня – третий день регаты. Сижу на корме «Valars». Это яхта класса TP 52, длина – 15,8 метра. Куплена недавно у команды из Монако (те вдруг снялись с регаты) за миллион с лишним евро. И сразу – в бой. Хотя на переправе коней не меняют, но терять нечего – все равно на самом дне таблицы. А «кобылка», говорят, самая резвая в этом табуне (в прошлом году выиграла здешний этап), но с норовом. И объезжать ее надо бы не один месяц. Однако на первой же дистанции («банан», она же «петля») кое-как обуздали и пришли шестыми – сенсация! «RUSAL», 13-я в прошлом MedCup, учудила еще больше – выиграла второй «банан»!
Сейчас хозяин «Valars» Кирилл Подольский вместе со всеми затаривает яхту парусами. Кирилл – миллионер, торгует зерном, но вот заболел яхтами и начал выбрасывать в прямом смысле деньги на ветер. И сейчас, думаю, выложил бы не одну тысячу евро, чтобы задуло по-настоящему и яхта показала себя во всей своей прыти. Ведь сегодня – марафон (40–50 км), а завтра – «бананы»: не очень-то разбежишься…
Но ветра нет, и все поглядывают на бортовой компьютер – на нем пятерка. Морковь опустят, если подует хотя бы в шесть узлов… К слову, о «деньгах на ветер»: годовой бюджет команды – миллиона два евро, на одни паруса уходит тысяч триста…
Люди – это двигатель!
Я в яхтинге – чайник! Единственное, что примиряет с таким положением: почти вся Россия – чайники в этом виде спорта. Когда ребята с «Valars» узнали, что я – журналист из России, вытаращились: какими судьбами?! Толпы корреспондентов снуют по пирсу, стучат на ноут-буках в пресс-центре, попивают пивко в пресс-баре. В общем, весь мир следит за гонками, лишь России они по барабану… Пресса будет плыть параллельным с яхтами курсом – на катамаране. Сейчас туда несут бананы, шампанское…
Заглянул внутрь яхты. Пусто и гулко! Комфорта – ни грамма, пустая скорлупа, только лежат по бортам паруса. Странно, что не демонтировали в борьбе с лишним весом унитаз (в закутке за занавеской) – все равно все справляют нужду с бортов. Но вот что касается мышечного веса – тут экономить нельзя! «Люди – это двигатель!» – говорит драйвер Володя. Но больше 1,3 тонны человечины (15–16 яхтсменов) на борт брать запрещено, иначе дисквалификация.
Всю жизнь поражался, почему эта 20-метровая туша при шторме не переворачивается. Пока ждем у моря погоды, моряки занимаются со мной ликбезом. Яхта не может перевернуться в принципе. Судно – большой поплавок. Грузило присобачено к килю – три тонны весом!
Упасть за борт бояться не стоит – есть страховка. Но, не дай бог, захлестнет веревкой шею – оторвет голову при порыве ветра, такое бывало… Бр-р-р…
Гоняет на регате и король Испании Хуан Карлос – шкипер на «Брибоне». «Подошел один в бейсболке. Что тебе, папаша? Оказывается, – король! Простой мужик!» Хотя Кирилл двигает национальную идею (опора на собственные силы – из родного Таганрога), без легионеров никуда. Вот взяли на грот новозеландца (он гонял на этой яхте до ее продажи русским) – чтобы делился опытом.
Тактик и навигатор – итальянцы. Шкипер – полуитальянец (полжизни – в Италии) Сергей Шетсов. С яхтсменами в России вообще туго – поэтому и крутит с мая лебедку 7-кратный чемпион мира по гребле Толя Тищенко. А гриндер (лебедочник) Никита еще недавно колесил по России – закупал зерно…
Набить глаз
Солнце уже основательно поджарило мозги. Перебираемся на берег. Под шатром давно мается «RUSAL» – ребятам уже ясно: гонку отменят, надо снять стресс. Но в баре в рабочее время яхтсменам спиртное не отпускают.
– Будет ветер? – спрашиваю Подольского.
– Не будет! (Нервический смех.) Ничего не будет! И завтра не будет и послезавтра!
– Прошлый год здесь такая же ерунда была, – говорит Никита. – Сначала отменили гонки – ветра не было. На следующий день отменили – слишком сильный.
Спрашиваю байдарочника Толю, трудно ли далась переквалификация. Оказалось, непросто: «Когда ветер сильный, не хватает сил, чтобы продавить парус, да и постоянно обман зрения – не поймешь, кто впереди, кто сзади. Чтобы глаз набить, нужны годы…»
Гудок (типично заводской) выкидывает команду из кресел. Неужели ветер? Увы, гудят о том, что ветра сегодня не будет: гонка отменяется.
«Valars» идет гонять мяч на пляж…
Пузырь сдулся…
В последний день я таки увидел гонки («бананы») – с катамарана. Толкотня на старте, гудок – и вперед, против ветра к затерянным среди этой морской пустыни красным буям. Разворот, с шумом надуваются, как парашюты, паруса-пузыри (генакеры) и, заарканив ветерок, обратно…
Кряхтят мачты, изредка доносится крик, но большую часть времени команды просиживают, свесив ноги за борт – противовесом маятнику (мачте).
Всю последнюю гонку «Valars» идет третьей. Но вдруг за сотню метров до финиша пузырь сдувается, как будто кто-то вырубил вентилятор. Ленточку яхта пересекает ползком, к тому же отбрыкиваясь от невесть откуда появившейся «итальянки».
Результат: 6-е место в этом «банане» и 10-е по итогам всех гонок в Портимао. Но это все равно успех! Хотя Подольский с ходу отметает поздравления: «Чего радоваться! Увольнять надо тактика! Должны были быть в тройке…»
– Тактик тут ни при чем, – заступается за итальянца Кирилл. – Дело случая. Повернули следом за лидерами, и ветер кончился. А те, кто пошел другим галсом, поймали ветер…
– Такое разве бывает? Здесь ветра нет, а в ста метрах дует?
– Конечно, бывает!
Не радовался 9-му (итоговому) месту на этапе и директор «RUSAL» Олег Гаврилин: «Не умеем работать на слабых ветрах…» – в первом «банане» сегодня приплелись 14, во втором – 11.
Ночью (где-то еще гремит банкет) Никита везет меня за 280 км в Лиссабон – в аэропорт. То проваливаюсь в сон, то выныриваю. А водитель, чтобы не заснуть, говорит и говорит. И словно из потустороннего мира доносится: «Главное – есть прогресс! Чудо, а не яхта! Когда на ней впервые плыли – просто стояли и орали! (от счастья. – Прим. ред.) Двадцать восемь узлов – ты представляешь?!»
В Омане прошел пятый, заключительный этап серии RC44 Championship Tour 2014. По его итогам определились чемпионы сезона в матч-рейсе (гонках яхта-на-яхту) и гонках флота (с общего старта).
26 июля в акватории спортивного комплекса "Лужники" в Москве прошли соревнования лодок на солнечных батареях - "Солнечная регата". Впервые в истории гонки подобного формата были организованы в России.
"Синергия" добилась исторического успеха. Команда, отмечающая в этом году десятилетний юбилей с момента основания, выиграла "бронзу" на чемпионате Европы среди яхт Melges32, впервые завоевав медали континентального первенства в этом современном и динамичном классе.
Одна из самых титулованных российских парусных команд "Синергия", выступающая в современных монокорпусных классах RC44, Melges32 и Melges20, успешно попробовала свои силы в соревнованиях инновационных лодок, которые приводятся в движение за счет солнечной энергии.
Регата инновационных лодок, приводимых в движение энергией солнца, Solar1 Monte Carlo Cup 2014 проходит в Монако 10-12 июля. Накануне состоялась официальная церемония открытия. Гонки запланированы на пятницу и субботу.