НовостиКомпанииКаталог катеров и яхтПродажа катеров и яхтНедвижимостьВыставкиОбучениеАренда яхтРабота
Вход или регистрация
YachtsWorld.ruNewBoats.ruUsedBoats.ruRusYachting.ru
Главная / Новости мира яхт и катеров

Без развитой инфраструктуры приобретение катера становится головной болью

В настоящее время инфраструктуры для маломерного флота в Петербурге практически нет. При подобной ситуации ожидать увеличения продаж катеров или наплыва гостей, которые придут в город на яхтах или других малых судах не приходится. А людям, планирующим купить или построить катер или яхту, нужно заранее озаботиться не маркой судна, а тем, где они будут хранить свое имущество и где его обслуживать.

Например, существовала гостевая гавань Центрального яхт-клуба. Там никто и никогда не стоял. Сейчас она полностью забита лодками постоянного хранения, и количество продолжает расти. Администрация вынуждена организовывать дополнительные места. Еще год-два подобной динамики, и найти место для хранения лодки будет довольно проблематично. То есть, приобретая яхту или катер, человек одновременно приобретает большую головную боль. Скажем, лично я знаю двух людей, которые столкнувшись со всеми сопутствующими проблемами, махнули рукой и отказались от приобретения катеров.

Сопутствующие проблемы

В Финляндии каждый пятый житель, включая младенцев и стариков, имеет катер, моторную лодку или яхту. И вся эта флотилия успешно хранится и обслуживается. Петербург вроде бы тоже является морской столицей, и если исходить из тех же пропорций, то в городе должно быть по минимуму: тысяч пятьсот единиц маломерного флота. Увы, как обычно: даже если есть желание, то нет возможностей. Сейчас в Петербурге 4 яхт-клуба в классическом понимании и полдюжины катерно-яхтенных стоянок. Даже если их реконструировать по западному варианту и расширить до упора, то и в этом случае 500.000 яхт и катеров там не разместить. Скажем, бывший яхт-клуб БМП за последние три года примерно в три раза увеличил число причальных сооружений и практически подошел к порогу своего развития с точки зрения водных и земельных массивов. При этом, он предоставляет места всего лишь для 100-150 единиц маломерного флота. Представьте, сколько нам нужно подобных заведений, если мы хотим говорить о Петербурге, как о морской столице.

Хоть об иностранцах подумать

300-летие благополучно миновало нас, однако город по-прежнему имеет громадный туристический потенциал, который неплохо было бы использовать. Да, летают самолеты, приходят поезда, приезжают автобусы, приплывают океанские лайнеры, но абсолютно не учитывается индивидуальный водный туризм, развитый в Европе.

А для его развития нужны все те же современные яхт-клубы. Ранее данные сооружения строились у нас следующим образом. Клуб включал в себя здание, где сидит администрация клуба, где есть учебные классы для занятий, небольшие мастерские, помещения для хранения имущества, ангары, где лодки могут храниться и ремонтироваться. Кроме того, есть причальные сооружения. Это классическая компоновка среднестатистического яхт-клуба. Однако теперь нужно не только это: гостевые гавани, которые бы охранялись и представляли услуги по проживанию и сервисному обслуживанию судов. Причем, с точки зрения жилья, это должны быть среднего уровня гостиницы прямо в яхт-клубах. Кстати, очень часто человек предпочитает жить на борту своего судна, поэтому при гавани обязательно должны быть санблоки, где можно постирать белье, помыться.

Кроме того, в яхт-клубах должны быть сервисные центры, мастерские, работающие с двигателями, навигационным оборудованием, а так же службы, которые могли бы поставлять на борт запасы продовольствия и топлива.

В общем, это серьезная задача, с которой бизнес, наверное, справился бы, будь он спокоен по поводу своих инвестиций и если бы он понимал политику города в отношении яхт-клубов: зачем что-то строить, если завтра все это будет снесено бульдозером.. Ведь фактически все яхт-клубы, кроме одного, имеют непонятный статус и сложнопредсказуемое будущее тех территорий, которые они занимают

Чиновники, ау!

Смотрите сами, основная масса яхт-клубов расположена в северо-западной части города - в том месте, которое является наиболее интересной для элитного домостроения. И в планах городского строительства не учитывается наличие яхт-клубов. Наоборот, на местах существующих клубов планируется строительство элитных коттеджей. Причем никто не задумывается, что хозяева данных коттеджей рано или поздно придут к мысли о покупке катера или яхты, а вот хранить их будет негде. Я слышал о проекте строительства на Каменном острове коттеджного поселка, где у каждого дома будет свой причал. Все это здорово. Но клубная жизнь предполагает более интересное времяпрепровождение. Да и содержание лодки в клубе будет все равно обходиться дешевле.

Так что, инфраструктура для маломерного флота должна стать интересной городу и войти в его планы. Если, конечно, Петербург действительно мнит себя туристической и морской столицей. И не надо ожидать, что придет крупный инвестор, который вложит средства в строительство клубов, центров, и все рассосется само собой. Такое предприятие - дорогое удовольствие и не столь рентабельное - ожидать быстрого возврата средств не приходится.

Да, существует масса малых фирм, которые работают на данном сегменте рынка. Но им даже совместными силами не потянуть строительство подобных центров. Поэтому, и нужна инициатива и внятная политика города, создание планов развития территорий. Гостиница? Пригласим владельца отеля на 10-20 номеров. Ресторан? Пригласим бизнесменов, которые откроют ресторан. Нужна ремонтная база? Нужно пригласить сервисный центр. Необходимо приглашать фирмы поучаствовать в строительстве подобного центра на каких-то условиях. Возможно, предоставить кредиты. Или просто гарантировать долгосрочную аренду.

Дедка - за репку.

Интересно, что создание инфраструктуры для маломерного флота автоматически повлечет за собой и развитие других видов бизнеса. Наверняка увеличатся продажи судов, объемы сервисных услуг, можно с уверенностью прогнозировать рост заказов на проектирование судов. Другими словами, одно потянет за собой другое.

А следующий шаг - это создание инфраструктуры отдыха на воде. В Хельсинки прямо в центре города есть охраняемые причалы для лодок: приплыл, перекусил в ресторанчике, побродил по городу, уплыл. И нашим владельцам катеров интересно побывать в Шлиссельбурге или в Новой Ладоге, что-то там посмотреть. А для этого надо куда-то причалить, где-то остановиться и отдохнуть. С другой стороны, люди могли бы и совершить водную экскурсию на собственном катере по Неве: где-то остановиться, сойти на берег, погулять. Разве сегодня, они могут это сделать без проблем?

С другой стороны, вновь вспомним об элитном жилье на Каменном острове. Ведь добраться от него до бизнес центров, например, до "Нобеля" или "Петровского форта" по воде намного проще, чем по забитым пробками дорогам. Почему бы ни подумать и об этом моменте?

Кроме того, можно вспомнить и о таком понятии, как речной трамвайчик. Сейчас он ассоциируется только с прогулками и экскурсиями. Однако - это средство передвижения, это общественный транспорт, который может разгрузить пассажиропоток.

Скорее всего, это все вопросы относятся к Комитету по транспорту правительства города и, наверное, пассажирскому флоту пароходства.

Перемены будут?

Увы, пока подвижек нет. Единственный клуб, который динамично развивается - это бывший яхт-клуб БМП. У него поменялся хозяин, и он реально занимается клубом, зная, что он хочет сделать. Скажем, единственная заправка на воде существует в этом клубе. Однако ему одному с проблемой не справиться. Остальные же клубы ничего нового предложить не могут.

Как обычно, к сожалению, в Москве ситуация развивается по другому сценарию. Все яхт-клубы уже поменяли владельцев. Они перестраиваются, развиваются и все больше походят на западные. Ситуация, которую мы переживаем сегодня, была у них года три назад. Теперь все изменилось. Причем настолько, что, скажем, сейчас там строится абсолютно новый большой яхт-клуб. То есть, от реконструкции они перешли к новому строительству.

Юрий Баранов,
генеральный директор компании "Квартет"

13 января 2004 года
Квартет
+7 812 323-8922

 
Есть интересная новость?
Пришлите ее нам!
Смотрите также

 

Реклама: