|
Судя по-всему получение международного документа на право управления прогулочным судном за рубежом, занимает одно из основных мест в умах российских любителей отдыха на воде. Подготовке шкиперов моторных и парусных судов – самому прямому пути к штурвалу океанской яхты – посвящена масса статей, сайтов в Интернете, эту тему наиболее горячо обсуждают на яхтенных форумах. Cреди правдивой и адекватной информации часто проскакивают различные домыслы и суждения, которые запутывают неискушенного читателя, ищущего правды. Чего только не узнаешь из сообщений доброжелательных посетителей сети: «подготовка ведется только по отдельным, признанным в мире системам», «сертификаты, должны выдаваться только в признанных ими школах, иначе придется провести отпуск на берегу или с наемным капитаном», «ехать учиться нужно за границу в иностранные школы, пренебрегая трудностями понимания языка, иначе не видать заветного международного сертификата», другие и вовсе утверждают, что никакие документы для управления прогулочным судном не нужны. Чтобы один раз и навсегда установить истину, обратимся к неопровержимым источникам - документам. Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии в 1998 году принял Резолюцию № 40 «Международное удостоверение на право управления прогулочным судном». Резолюция касается тех, кто собирается плавать в иностранных водах. Международное свидетельство по примеру автомобильных международных прав выдаются государством, гражданином которого или постоянно проживающим является кандидат на получение такого свидетельства. То есть ассоциации должны быть уполномочены своим правительством на выдачу международных свидетельств рулевым, намеревающимся плавать за рубежом. Резолюция не касается подготовки и получения национальных свидетельств на управление судами во внутренних водах. Требования к кандидатам на управление прогулочным судном перечислены в Приложении №1 резолюции №40: - 1. Кандидат на получение международного удостоверения должен отвечать следующим требованиям:
- a) быть не моложе 16 лет;
- b) быть физически и психически пригодным для управления прогулочным судном и, в частности, должен иметь достаточные для этого зрение и слух;
- c) успешно сдать экзамен, подтверждающий наличие необходимых навыков для управления прогулочным судном.
- 2. Кандидат должен подтвердить в ходе экзамена, что он:
- а) обладает достаточными знаниями правил, касающихся управления прогулочным судном, и навигационными и техническими знаниями, требуемыми для безопасного плавания по внутренним водным путям и/или в прибрежных водах, и
- b) умеет применять эти знания на практике.
- 3. Этот экзамен должен проводиться в отношении зон плавания (т.е. внутренние водные пути и/или прибрежные воды) и должен включать, по крайней мере, следующие конкретные аспекты:
- 3.1 достаточные знания соответствующих правил и документов по навигации:
- правила судоходства, применяющиеся на внутренних водных путях, в частности ЕПСВВП (Европейские правила судоходства по внутренним водным путям), и/или в прибрежных водах, в частности Правила по предупреждению столкновения судов в море, включая средства навигационного оборудования (знаки судоходной обстановки);
- 3.2 умение применять навигационные и технические знания на практике:
- а) общее знание судна, использование и наличие на борту средств обеспечения безопасности и обслуживание двигателя/парусов,
- b)управление судном и учет воздействия ветра, течения, их взаимодействие и минимальная глубина под килем,
- с) управление при встречном плавании и обгоне других судов,
- d) постановка на якорь и швартовка в любых условиях,
- е) маневрирование в шлюзах и портах,
- f) общее знание погодных условий,
- g) общее знание навигации, в частности определение положения судна и выбор безопасного курса;
- 3.3 управление в особых условиях:
- а) принципы предотвращения аварий (например, маневр по спасению человека за бортом),
- b) действия в случае столкновений, выхода двигателя из строя и посадки на мель, включая устранение течи, помощь в чрезвычайных обстоятельствах,
- с) пользование спасательными приспособлениями и оборудованием,
- d) предотвращение и тушение пожаров,
- e) предотвращение загрязнения водных путей.
Свидетельства выдаются для управления судами во внутренних и прибрежных территориальных водах, для парусных и моторных судов длиной до 10 и до 24-х метров. Как обстоит дело с выдачей международных сертификатов в нашей стране? |
|
Если говорить о заграничном плавании, то это конечно воды Евросоюза. Российская яхтенная ассоциация обратилась за разъяснениями по вопросу чертификации российских граждан для плавания в Европе к директору Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН господину Новикову В.В. «Резолюция №40 касается тех, кто собирается плавать в иностранных водах. Это международное свидетельство по примеру автомобильных международных прав выдаются государством, гражданином которого или постоянно проживающим является кандидат на получение такого свидетельства. То есть, для выдачи международных сертификатов Российская Яхтенная Ассоциация или сертифицированная ей школа должна быть уполномочена своим правительством на выдачу международных свидетельств рулевым, намеревающимся плавать за рубежом. Что касается подготовки и получения национальных свидетельств, этого резолюция не касается. Разговор идет о том, чтобы не испортить людям праздник, когда они попадают в чужие воды. Ко мне часто обращаются то саудовцы, то австралийцы или американцы с просьбой как получить международное свидетельство, но их правительства не приняли и скорее не знают о ней», - ответил господин Новиков: «Я говорю им обычно, что нужно лоббировать ее через соответствующие ассоциации». Чтобы сдвинуть этот вопрос с места Российская Яхтенная Ассоциация провела конференцию «Международное удостоверение на право управления прогулочным судном». В работе конференции приняли участие уполномоченные правительством Российской Федерации органы, руководители школ, курсов, представители общественных организаций и любители и профессионалы яхтинга. Главной целью конференции было внести ясность в вопрос подготовки и сертификации российских экипажей прогулочных судов для плавания за рубежом. В рамках конференции на заседании рабочей группы была принята резолюция №40 за основу подготовки и сертификации граждан России. Главным событием стало принятие 14 апреля 2006 года резолюции рабочей группы конференции. Резолюция № 1 - Отмечая неэффективность мер, которые были приняты правительством России и уполномоченными органами в целях регулирования выдачи документов на право управления прогулочными судами, включая чартерные суда без команды, отправляющиеся в заграничное плавание считаем, что необходимо решить вопрос подготовки граждан России, которые несут ответственность за управление прогулочными судами за рубежом, путем принятия европейского документа; принять за основу Резолюцию № 40 Европейской Экономической комиссии «Международное удостоверение на право управления прогулочным судном», определяющей требования выдачи международного удостоверения на право управления прогулочным судном принять требования, касающиеся выдачи международного удостоверения на право управления прогулочным судном граждан России, перечисленные в Приложении 1 принять форму международного удостоверения в формате, указанном в Приложении 2.
- Рекомендовать школам и курсам, производящим подготовку на право получения международного удостоверения на право управления прогулочным судном соблюдать следующие требования:
- иметь государственную регистрацию в качестве образовательного учреждения
- материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, а именно - учебные суда, причалы и акватории, соответствующие уровню подготовки, утвержденные программы и учебные планы, соответствующие требованиям, перечисленным в Резолюции,
- обеспечивать специальной литературой, задачниками, учебными картами и программами,
- производить обучение на русском языке или обеспечивать переводом, если используются другие языки
- иметь штат инструкторов, имеющих соответствующую подготовку в яхтинге (в соответствии с международной практикой, не рекомендуется привлекать в качестве инструкторов членов экипажей коммерческих и военных судов, не имеющих практики на прогулочных яхтах),
- гарантировать, что документы на право управления выдаются только в том случае, если кандидат доказал, что требования, перечисленные в Резолюции соблюдены.
- Просит Правительство Российской Федерации и уполномоченные органы принять во внимание данную резолюцию при разработке соответствующих документов.
- Настаивает на прекращении деятельности курсов, школ и других образовательных и уполномоченных органов, не соблюдающих данную Резолюцию.
- Убедительно просит средства массовой информации учитывать решения данной Резолюции при подготовке публикаций и рекламных материалов о деятельности курсов, школ и других образовательных и уполномоченных органов, деятельность которых не соответствует Российскому законодательству и нарушает данную резолюцию.
Текст Резолюции №1 опубликован на сайте Российской Яхтенной Ассоциации Резолюция №1 рабочей группы конференции «Международное удостоверение на право управления прогулочным судном» была передана на рассмотрение в Государственную Думу и Правительство РФ. В настоящее время Российская Яхтенная Ассоциация проводит лицензирование школ на право выдачи международных удостоверений на право управления прогулочным судном. Пока только одна школа НОУ «Капитан» соответствует требованиям Резолюции №1, и получила лицензию. Школа официально зарегистрирована как негосударственное образовательное учреждение, имеет современные учебные парусно-моторные суда «Jeanneau 32», причалы, компьютерные классы, учебные программы. Школой выпущены иллюстрированное пособие для шкиперов парусных и моторных яхт «Яхта», «Сборник навигационных задач и тестов» и другая литература для очного и дистанционного обучения. Занятия проводят шкиперы – инструкторы высокой квалификации. Школа проводит морскую практику на современных яхтах и катамаранах, организует ралли и регаты, участвует в выставках, имеет Интернет-порал www.CaptainPolo.ru. Школа «Капитан» аккредитована Государственной Инспекцией по Маломерным Судам МЧС, организацией, уполномоченной правительством РФ на выдачу удостоверений для управления маломерными и прогулочными судами. На сегодняшний день подготовлено более 800 яхтсменов, которые ходят на собственных и чартерных яхтах по странам Европы и Средиземноморья.
Что касается домыслов и советов «доброжелателей» идти учиться по «признанные в мире системам», то рассмотрим две из них - RYA (Royal Yachting Association) и IYT (International Yacht Training). |
|
Британская Королевская яхтенная ассоциация на странице своего сайта сообщает, что резолюция ей полностью принята и теперь, прежде чем отправиться в плавание за рубеж жителям Великобритании и резидентам рекомендуется прежде получить международный сертификат ICC (International Certificate of Competence). Россияне сертификат ICC здесь получить не могут, так как не являются жителями Великобритании. Если они все таки прошли курс в одной из школ RYA, некая справка без печати и фотографии о прохождении курса будет выдана, но документом для управления судном она не является. Несколько курсов в России работают под эгидой американской школы IYT и выдают сертификаты этой школы. Руководители курсов утверждают, что с этими сертификатами можно ходить по странам Европы. Однако, чтобы понять, соответствует эта подготовка и сертификация Резолюции № 40 заглянем на страницу портала Ответ на этот вопрос дан на самом портале IYT - в списке возможных курсов подготовки есть курс ICC. Ниже даем текст с этой страницы: International Certificate of Competence (ICC) Currently available in UK and Ireland only, other European ICC's to be available in the future.
The ICC is now required for operators of most vessels on both inland and coastal waters in a large part of the EC. Currently International Certificates of Competence can only be issued to UK or Irish nationals or those who have a UK or Irish residential address. Международный сертификат ICC Получение сертификата в настоящее время возможно только в Англии и Ирландии, для других стран Европы ICC возможно будет в будущем. ICC требуется для управления большинством судов как во внутренних, так и прибрежных водах в большинстве стран Европейского Союза. В настоящее время International Certificates of Competence может получить только жители Великобритании или Ирландии или проживающие там резиденты. Следовательно, в IYT граждане России НЕ МОГУТ получить подготовку и сертификат ICC. Дипломом IYT не соответствует Резолюции №40 и не является документом для управления судном в Европе. В лучшем случае с ним можно ходить по Америке. Руководители курсов, мягко говоря, вводят кандидатов на получение полноценного международного сертификата в заблуждение. Насколько правомерными являются курсы, выдающие сертификаты IYT и RYA за международные сертификаты мы спросили у господина Новикова В.В.
Он ответил: «Ваши коллеги из Бельгии так же встревожены фактами выдачи свидетельств мошенническими, несуществующими организациями, не уполномоченными на то их правительствами. Как распознать, что свидетельство действительно выдано уполномоченным органом на базе резолюции ЕЭК ООН №40? Этим видимо займется ЕЭК ООН в ближайшем будущем». (материалы предоставлены из переписки Российской Яхтенной Ассоциации с руководителем Комитета по внутреннему водному транспорту ЕЭК ООН). Для управления прогулочными судами в Европе судоводители должны иметь удостоверение ICC в соответствии с Резолюцией №40 которая определяет порядок подготовки и сертификации судоводителей. Благодаря усилиям Российской Яхтенной Ассоциации в России международные удостоверения теперь можно получить и в России. |
|
Сергей Моисеев
Президент Российской Яхтенной ассоциации
|
|
|
+7 905 555-3219 |
|