В октябре компания «Росгосстрах-Столица» завершила выплачивать страховое
возмещение по факту общей аварии на теплоходе New Harvest, принадлежащем
греческой судовладельческой компании.
Судно, следовавшее под панамским флагом из Бразилии в китайский порт
Циндао с 200 тысячами тонн руды на борту, было застраховано по каско на
общую сумму 20 млн долларов США. Лидером страхования выступила итальянская
компания SIAT. Доля «Росгосстраха» по договору страхования составила 15%.
На полпути из Бразилии в Китай вахтенный механик теплохода обнаружил
неисправность главного двигателя, после чего механизм был остановлен, и
судно легло в дрейф в Индийском океане. Прибывшие на борт эксперты
установили, что в судовых условиях ремонт невозможен. Поскольку в Африке и
в Юго-Западной Азии подходящих для производства ремонта верфей не нашлось,
было принято решение буксировать судно в Китай. Судовладельцу совместно с
грузовладельцами и лидером страхования удалось договориться о приеме
теплохода с властями китайского порта Далянь. Там судно встало на ремонт,
а груз был отправлен в место назначения по железной дороге.
Все эти операции заняли около полугода – с декабря 2006-го по май 2007
года. Расходы по общей аварии, понесенные судовладельцем и
грузовладельцами, превысили 7 миллионов долларов США. Из них
«Росгосстрах», согласно своей доле в договоре страхования, возместил
греческой компании 594 тысячи долларов США.
«Согласно международной статистике, ежегодно в ту или иную аварию в море
попадает каждое третье судно, в результате чего гибнут тысячи человек.
Причем воздействие стихии и других внешних факторов становятся причиной
аварий лишь в 10-15% случаев. Решающую же роль играет деятельность самого
человека, который тем или иным образом способствует авариям или не может
их предотвратить», - констатируют эксперты «Росгосстрах-Столица».
По данным Международного союза морского страхования (IUMI), в 2006 году в
результате аварий мировой флот утратил 0,1% судов, в то время как в 1996-м
этот показатель равнялся 0,3%, а в 1990-м – 0,5%. Между тем, в абсолютном
выражении эти цифры демонстрируют обратную тенденцию: если в 1998 году
сообщалось о 225 серьезных инцидентах с морскими судами, то в 2006-м их
было уже 700, говорится в отчете за 2006 год Комитета фактов и данных
IUMI. И страховщики ожидают дальнейшего роста их количества.
Наиболее значительные инциденты с морскими судами в 2006 году
В марте в Аденском заливе в результате взрыва произошел пожар на
контейнеровозе Hyundai Fortune. В том же месяце у тихоокеанского побережья Канады сел на мель и
затонул пассажирский паром Queen of the North. На нем находилось более 100
пассажиров. К счастью, никто не пострадал. В мае у побережья ЮАР затонул балкер Alexandros T, к слову, как и
New Harvest, перевозивший руду из Бразилии в Китай. Погибли 26 членов
команды. В октябре кораблекрушение произошло у берегов Японии. Сухогруз
Giant Step сначала загорелся, затем в условиях шторма был выброшен на
рифы, после чего разломился на две части. Один человек погиб, еще 8
считаются пропавшими без вести. Крупнейшая в 2006 году катастрофа случилась в Красном море – в
феврале в нескольких десятках километров от порта Хургада затонул
египетский паром Al-Salam Boccacio 98, на борту которого находилось около
полутора тысяч пассажиров и членов команды. Выжить удалось только 388.