НовостиКомпанииКаталог катеров и яхтПродажа катеров и яхтНедвижимостьВыставкиОбучениеАренда яхтРабота
Вход или регистрация
YachtsWorld.ruNewBoats.ruUsedBoats.ruRusYachting.ru
Главная / Новости мира яхт и катеров

Как поднять олимпийский парус в России

Результаты яхтсменов России на Олимпиаде в Афинах хорошими не назовешь. Представители 21 страны получили медали, но россиян среди них нет. Более того, никого из наших нет даже в первой шестерке. Позитивные сдвиги, наметившиеся на Олимпиадах 1996 и 2000 годов, утрачены. И снова встает вечный вопрос: что делать дальше?

Обращаясь к истории участия яхтсменов России в Олимпийских Играх, видим, что после Московской Олимпиады 1980 года и до 1996 года ни один россиянин не входил в шестерку лучших. В Атланте удалось завоевать серебряную медаль и занять одно пятое место, в Сиднее было одно шестое.

И вот в Афинах опять провал. Для сравнения можно напомнить, что наши братья-славяне-друзья-соперники с Украины за это время (стартовав после развала Союза из аналогичной позиции) в 1996 году имели золото и бронзу, в 2000 году - бронзу, и в 2004 году - два серебра. Хорошие перспективы у них и на будущее. Значит можно было не проваливаться, можно было побеждать. Этот пример показывает, что у наших соседей есть более эффективная система реализации спортивного потенциала.

По моему глубокому убеждению, корень наших бед в низком профессиональном уровне управления российским парусным спортом, в низком уровне тех, кто сегодня возглавляет подготовку олимпийцев и отвечает за ее эффективность. Увы, перед Олимпиадой в Афинах они не смогли правильно спланировать подготовку команды и выжать максимум из того, что имели. Дошло до абсурда, когда за два месяца до Олимпиады Президиум ВФПС отстранил от руководства командой главного тренера сборной, расписавшись, таким образом, в своей несостоятельности. А где же вы были господа руководители российского парусного спорта все четыре года до Олимпиады?

Давайте посмотрим на сегодняшнюю ситуацию, когда до следующих Олимпийских Игр осталось меньше трех лет. Многолетние лидеры сборной команды Георгий Шайдуко и Дмитрий Березкин уже перешагнули 40-летний рубеж. Большинство сегодняшних членов сборной команды в 2008 году подойдут к этому возрасту. И хотя в парусном спорте возраст не помеха, тем не менее, в мировом масштабе явно наметилась тенденция к омоложению составов команд. Печально, но факт то, что за последние 4 года никто из ближайшего резерва сборной так и не поднялся до уровня лидеров, что подтвердили и резултаты последнего Чемпионата России (Анапа, сентябрь 2004 года). Причем улучшения нет и количественного - всего в Чемпионате участвовало только около сотни спортсменов, что для такой страны как Россия конечно же мало. На Чемпионате мы не увидели ни одной новой яркой звезды - все молодые ходили в кильватере лидеров, зато мы опять увидели "наличие отсутствия" новых идей в организации подготовки спортсменов, а самое главное - увидели нежелание руководства федерации критически проанализировать причины поражения и наметить пути выхода из кризиса. Ситуация тупиковая, но из нее нужно выходить.

В этом аспекте хочу предложить свое видение путей преодоления застоя в отечественном парусе. Радикально изменить ситуацию за оставшееся до очередной Олимпиады время вряд ли удастся. В лучшем случае это можно сделать только к Олимпиаде 2012 года. Поэтому на этот отрезок времени формулируются две цели:

Улучшение позиций российского парусного спорта на Олимпиаде 2008; Завоевание лидирующих позиций в мировом олимпийском парусном спорте в 2012 году. При разработке стратегии выхода из тупика необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • ограниченность людских ресурсов в российском парусе - и спортсменов, и тренеров;
  • отсутствие отечественной индустрии производства яхт олимпийских классов;
  • недостаточное финасирование парусного спорта со стороны государства.
Исходя из этого следует максимально сконцентрировать под единым государственным руководством все имеющиеся в России ресурсы.

Предлагаем условно разделить всех яхтсменов-олимпийцев на три группы: В первую - главную группу (назовем ее группой "А") объединяются все спортсмены в возрасте от 12 до 16 лет (по состоянию на конец 2005 года). Эта группа ведет целенаправленную подготовку к Олимпийским Играм 2012 года. Первые два года идет селекционная работа по отбору наиболее одаренных молодых спортсменов по всей территории России. Для концентрации поиска талантливых молодых яхтсменов в российский календарь парусных соревнований вводятся региональные регаты: Дальневосточная, Сибирская, Уральская, Поволжская, Северо-Западная, Центральная и Южная. Основные классы судов: "Оптимист", "Кадет", "Луч-Лазер" различных модификаций. Отбор юношей и девушек ведется не только по результатам соревнований, но и путем их просмотра бригадой специалистов, составленной из наиболее опытных тренеров России. Прошедшие отбор спортсмены приглашаются на всероссийские регаты с последующим их более глубоким тестированием для отбора в основной состав группы "А".

Отобранные молодые яхтсмены переходят с 2007 года к централизованной подготовке в базовых классах яхт. Что такое базовые классы яхт? Учитывая ситуацию с наличием материальнй части в России и отсутствием своего недорогого и доступного национального класса, базовыми классами могут быть наиболее распространенные в России "Лазер", "Европа" и "470".

За два следующих года (2007-2008) решаются основные вопросы подготовки: глубокое освоение спортсменами теории парусного спорта, изучение правил парусных соревнований, основ тактики гонок, изучение английского языка, совершенствование общей и специальной физической подготовки, совершенствование техники управления яхтой. В этот же период набирается гоночная практика и закладываются основы психологии ведения гонок. В 2009 году из этой группы производится распределение спортсменов по олимпийским классам согласно программе Игр-2012. Следующие два года (2009-2010) также централизовано идет подготовка уже в конкретных классах судов. Решаются задачи освоения новой материальной части, дальнейшего физического и психологического совершенствования спортсменов, наращивание их психологической устойчивости и гоночной практики в международных регатах.

На всех этапах подготовки должны работать четкие мотивационные стимулы спортивного роста (моральные, материальные, выездные и т.д.). Для работы в группе "А" необходимо сосредоточить основные ресурсы: человеческие, материальные, организационные, научные. Тренеры, работающие здесь, должны иметь приоритет по всем позициям. Сконцентрировав здесь основной потенциал и проведя необходимую работу, на финише программы мы получим группу наиболее талантливых и хорошо подготовленных яхтсменов, способных на равных бороться с сильнейшими спортсменами мира. Далее, в 2011 году из этой группы проводим отбор двух составов сборной команды, которые участвуют в заключительном этапе подготовки к Олимпиаде-2012 вместе со спортсменами из групп "В" и "С".

Что такое группы "В" и "С"?
Группу "В" (юниоры) составляют яхтсмены, которым сейчас 16 - 25 лет, то есть те спортсмены, которые еще достаточно молоды, но имеют уже необходимый уровень специальной и соревновательной подготовки. Среди них также проводится селекционная работа, на основании которой создается сборная команда страны для выступления на Олимпиаде 2008. Отбор на Олимпиаду нужно провести весной 2008 года, причем к отбору нужно допустить всех желающих, в том числе и спортсменов из группы "С".
Группу "С" (мастера) составляют спортсмены, которым сегодня уже за 25 лет. Учитывая их большой парусный опыт и достаточно высокий уровень спортивного мастерства, они с 2005 года готовятся к регатам по индивидуальным программам. Поскольку спортсменов групп "В" и "С" в России не так уж и много, следует сконцентрировать основные усилия на подготовку в некоторых "ударных" и наиболее перспективных классах, не ставя задачу участия в Олимпиаде 2008 во всех 11 классах программы. После 2008 года в зависимости от качества выступления на Олимпиаде и материальных возможностей дальнейшая подготовка этого контингента в 2009 и 2010 годах может вестись либо централизовано (что предпочтительнее), либо индивидуально.

В 2011 году свежие силы из группы "А", прошедшие централизованную профессиональную подготовку встречаются в отборочной серии с лучшими яхтсменами из групп "В"и "С", после чего и формируются два состава олимпийской сборной России. Эти спортсмены продолжают подготовку в компании с сильнейшими яхтсменами мира. Окончательный состав участников Олимпиады-2012 определяетсЯ весной 2012 года.

Такова, на наш взгляд, рациональная схема организации подготовки российских яхтсменов к олимпийской регате 2012 года. Важно выдержать фундаментальные позиции: максимальный приоритет уделяется развитию группы "А", подготовка здесь должна быть только централизованной, мотивация для работы в этой группе для спортсменов, тренеров, специалистов должна быть наивысшей. Тренеры и специалисты, подготовившие спортсменов - участников Олимпиады-2012, должны получать значимую материальную компенсацию за свою работу.

Имея достаточно небольшой контингент спортсменов, готовых решать поставленные задачи, на первый план выходит задача концентрации всех возможностей подготовки и рациональное их использование. Сделать это, как показывает практика мирового спорта, можно при наличии хорошо оснащенных баз подготовки.

На сегодня выбор баз довольно ограничен. Основополагающими критериями выбора баз являются следующие: климатические условия, развитая инфраструктура для обеспечения качественного учебно-тренировочного процесса, традиции, отношение местных властей. С этих позиций сегодня можно говорить о трех городах: Анапа, Сочи и Таганрог. Если Анапа и Сочи вряд ли вызывают отрицание у большинства специалистов, то в поддержку Таганрога необходимо сказать несколько слов.

Исторически Таганрог долгое время (с 50-х по 90-е годы) находился в фокусе внимания спортивных функционеров страны. Здесь много раз проводились Чемпионаты России и СССР, многочисленные регаты, особенно юношеские. Чего стоил финал "Хрустального Кубка СССР" для молодых яхтсменов, который дал дорогу в большой спорт многим известным яхтсменам. К сожалению, в последнее время внимание к этому городу резко упало, что сказалось на уровне организации соревнований и учебно-тренировочных сборов. Дошло до того, что натурально развалили дееспособную спортивную гостиницу. Сегодня ситуацию можно взять под контроль и возродить потенциал этого города. К достоинства Таганрога можно отнести довольно длинный морской сезон (март-ноябрь), хорошие морские условия акватории, дающие возможность моделировать ветро-волновые условия, малая глубина акватоии, позволяющая оперативно перестраивать технологию тренировочного процесса. Небольшие материальные вложения позволят модернизировать спортивную базу (восстановить гостиницу, открыть пищеблок, ремонтные мастерские и т.д.) для подготовки всех категорий спортсменов и, прежде всего, молодежи из группы "А". Для круглогодичной подготовки необходимо будет создать спортивные классы, или открыть спортивный парусный интернат.

Существенным преимуществом Таганрога остается возможность использования имеющихся здесь исследовательских и научно-методических наработок по парусному спорту. Эти работы длительное время проводились в местном университете и их можно запустить снова. Здесь можно легко организовать постоянно действующий научно-практический семинар для тренеров России, возродить практику проведения научных конференций и в перспективе открыть кафедру парусного спорта. В местном университете (рядом с яхт-клубом) есть отличная специализированная спортивная база, которая может быть использована в подготовке ведущими яхтсенами. Учитывая это, можно сказать, что в Таганроге уже сегодня есть отличные возможности для организации современного ценра подготовки резерва по парусному спорту. Подтверждением сказанному может быть пример действующего в Таганроге Центра подготовки сборной России по тяжелой атлеттике имени Д.Ригерта. В этом центре проходит основная учебно-тренировочная работа сильнейших атлетов страны, а их отличные результаты на последней Олимпиаде подтвердили правильность такого подхода.

Однако, использовать для подготовки ведущих яхтсмнов базы только в России сегодня уже не достаточно. Для прорыва на вершины мирового парусного спорта ведущим российским яхтсменам необходимо много тренироваться за рубежом в наиболее продвинутых парусных центрах совместно с элитой мирового паруса. Не надо забывать, что в парусном спорте - результаты относительные и сравнение уровня мастерства происходит только в очных поединках спортсменов в различных регатах.

Поставленная задача выхода российских яхтсменов на вершины мирового парусного спорта не простая, однако при правильном менеджменте, необходимом материально-техническом обеспечении и привлечениии для решения этой задачи лучших сил, будет решена. Естественно, при четком контроле и помощи со стороны государственных спортивных органов.

Ю.Ларин, профессор,
заслуженный тренер РСФСР,
заслуженный работник физической культуры России.
Тел.\факс (8634) 371882
E-mail: Yuri1942@rambler.ru
6 января 2006 года
Яхтинг-РТ
+7 916 161-3081

 
Есть интересная новость?
Пришлите ее нам!
Смотрите также

 

Реклама: