Пятьдесят августов назад, в засушливом казахском поселке родился Николай Литау. Произошло это знаменательное событие очень далеко от моря, но очевидцы утверждают, что младенец появился на свет с капитанской фуражкой на голове.
Шутки шутками, а яхтсменом Николай Андреевич стал уже в зрелом возрасте, в 32 года. А до этого увлекался туризмом, горным, конным, водным. В 1992 году получил диплом яхтенного капитана, а уже в 1993 начал строительство яхты Апостол Андрей. Яхта с самого начала проектировалась для плавания полярными водами. Именно ей предназначалась роль первой яхты, на которой кругосветное плавание пройдет по всем четырем океанам.
И эта кругосветка состоялась! С 1996 по 1999 годы яхта прошла (впервые в истории) по Северному морскому пути, став первой яхтой, обошедшей Землю в меридиональном направлении. Королевский крейсерский клуб Великобритании признал плавание "Апостола Андрея" самым выдающимся достижением мирового яхтинга в 1999 году. Капитан Литау был удостоен медали "За искусство мореплавания" (Medal for Seamanship), лауреатами которой в разное время были сэр Френсис Чичестер, сэр Робин Нокс-Джонтсон, Ален Бомбар и другие известные яхтсмены. В январе 2002 года Крейсерский клуб Америки наградил Николая Литау медалью "Голубая вода" (The Blue Water Medal), за первое в мире сквозное плавание на яхте по Северному морскому пути.
Вторая кругосветка также прошла по меридианам, но уже вокруг западного полушария. Таким образом был завершен маршрут, названный «восьмеркой Литау», за который Николай Андреевич был награжден Орденом Мужества.
Известность Литау принесла яхта "Апостол Андрей", специально построенная для плавания в полярных морях. Корпус, сваренный из стальных листов, имеет граненые обводы. В его конструкции нет привычных шпангоутов. Прочность и жесткость обеспечиваются за счет увеличенной толщины обшивки (20 мм на днище) и жесткости переборок. Две мачты - грот (19 м) и бизань (14 м) - несут 130 кв. метров парусов. Двигатель имеет мощность 74 л.с. В яхте 9 спальных мест, камбуз, душ, два гальюна, емкости для топлива и пресной воды. Яхта оснащена современными средствами навигации, радио- и телефонной связи. Построена в Твери.