НовостиКомпанииКаталог катеров и яхтПродажа катеров и яхтНедвижимостьВыставкиОбучениеАренда яхтРабота
Вход или регистрация
YachtsWorld.ruNewBoats.ruUsedBoats.ruRusYachting.ru
Главная / Новости мира яхт и катеров

Дружественная акватория

Правительство Санкт-Петербурга уверено в том, что город может стать столицей парусного спорта России, «мощным международным центром парусного спорта». Эксперты более сдержанны в оценке таких перспектив.

Флот маломерных судов в Петербурге – самый большой в России и составляет порядка 100 единиц, в числе которых 600 парусно-моторных яхт, и свыше 230 – парусных. В сравнении с крупными европейскими городами, где флот исчисляется десятками и даже сотнями тысяч, это капля в море.

Кроме того, большинство наших яхт морально и физически устарели. При этом парусное судостроение в России практически отсутствует.

К положительным моментам эксперты относят протяженную береговую линию Петербурга и благоприятные для занятия

парусным спортом климатические условия. Впрочем, эти плюсы слабо заметны из-за отсутствия развитой инфраструктуры – яхтам банально некуда причаливать, и негде стоять.

Как говорит президент Всероссийской ассоциации яхт класса SB20 Олег ЖЕРЕБЦОВ, достаточно пройти на лодке или катере по Неве в городской черте, чтобы убедиться – встать практически негде, оборудованы лишь частные причалы. «Географически мы – Европа, но по правилам игры для владельцев яхт – за ее бортом», – считает Жеребцов.

Санкт-Петербург замахивается на статус крупного мирового центра парусного спорта, при этом не решается множество вопросов, связанных с содержанием плавсредств и заходом в порт зарубежных маломерных судов.

По словам президента Санкт-Петербургского парусного союза, вице-президента Всероссийской Федерации парусного спорта Сергея АЛЕКСЕЕВА, ухудшилась ситуация с регистрацией крейсерских яхт длиной свыше 9 м – они ходят фактически без документов. «Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) запретили регистрировать парусные суда. По правилам, недавно введенным Минтрансом, небольшую парусную яхту нужно регистрировать по той же схеме, что и огромный танкер. Это не реально, но вопрос не решается. Пока мы, по устной договоренности, ходим по старой регистрации, но это же означает, что наши яхты находятся на птичьих правах, то есть в любую минуту они могут быть поставлены на прикол, а их владельцы оштрафованы», – говорит С. Алексеев.

Таможенные проблемы, расхождение в системе регистрации плавсредств в России и Евросоюзе резко ограничивают возможности морского и спортивного туризма. Затруднен проход иностранных лодок даже на спортивные соревнования. Два года назад едва не были сняты с гонок участники соревнований «Паруса белых ночей – Кубок Дворца Конгрессов»: международные морские права на судовождение не устроили наших чиновников, они потребовали документы, выданные российской ГИМС. Иностранцы о существовании такой организации услышали впервые. «В 2013 году у нас зарегистрировано 100 заходов иностранных яхт, а в соседнем Таллинне – 6000», – говорит Сергей Алексеев. Особенности национального спорта

Олег Жеребцов напрямую связывает развитие парусного спорта в России с интеграцией отечественных стандартов с международными. Объективно Санкт-Петербург имеет потенциал для проведения водных соревнований любого уровня. Но чтобы стать центром парусного спорта, этот спорт нужно активно популяризировать, вовлекать в него людей, убежден президент общественной организации «Яхт-клуб Санкт-Петербурга», вице-президент Санкт-Петербургского парусного союза Владимир ЛЮБОМИРОВ. «Главное не в том, будут ли в наш порт в большом количестве заходить иностранные суда, а в том, что у нас должно появиться достаточное количество своих яхт. Необходимо постоянно проводить соревнования. Нужно сделать так, чтобы горожане, граждане России и ближайшего зарубежья (Финляндии, Германии, Швеции, Польши) приобщались к участию в парусной жизни Санкт-Петербурга. Чтобы акватория Невы стала для них дружественной, родной. Чтобы наши люди убедились: парусные гонки – это интересно, захватывающе так же, как хоккей и футбол», – убежден В. Любомиров.

Сегодня же состояние спортивной сферы в городе таково, что «в последние годы мы, к сожалению, не выигрываем, а просто участвуем в соревнованиях», признает заместитель председателя Комитета по физической культуре и спорту Петербурга Александр ПЕРЕЛЬМАН. И продолжает: «Мы говорим не просто о необходимости развития парусного спорта в Санкт-Петербурге, но и о том, чтобы сделать город на Неве парусной столицей России, Меккой, в которой будут готовить спортсменов международного уровня». Перельман заверил, что городской Комитет по физической культуре и спорту знает, как построить свою работу с клубами, детскими спортивными школами, чтобы достичь поставленных целей.

В детском спорте в последнее время произошел перелом. По словам старшего тренера отделения парусного спорта СДЮСШОР Олега ЧУГУНОВА, количество учеников в школе значительно увеличилось. Но при этом возникли и проблемы: нехватка инвентаря, дефицит квалифицированных тренеров – за долгие годы безвременья их подрастеряли, а новых не воспитали. «Можно купить яхты и оборудование, но чтобы из яхтсмена сделать хорошего тренера, нужны годы», – пояснил Владимир Любомиров.

Детский парусный спорт развивается, в основном, благодаря частным и спонсорским инициативам. Отличный пример тому – Яхт-клуб Санкт-Петербурга, располагающийся в яхтенном порту «Геркулес» под крылом Газпрома. Клуб удачно вписался в концепцию бизнеса, благодаря чему в прошлом году удалось открыть Академию парусного спорта. Сегодня в ней учатся около 350 детей. Там же проходят практику нахимовцы и учащиеся Кронштадтского морского кадетского корпуса.

Компания «Газпром» намерена вложить в реконструкцию яхтенного порта «Геркулес» $60 млн. Эта сумма сопоставима с затратами европейских яхт-клубов на инфраструктуру, говорит Владимир Любомиров. Планируются реконструкция яхтенного порта, устройство слипов, комплекс для технического обслуживания яхт, эллинг, общежитие и гостиница для российских и иностранных спортсменов.

По словам экспертов, парусный спорт может быть полезен и для развития науки и производства. Сложные композитные материалы, навигационные приборы, оборудование, амуниция могут проходить испытания в экстремальных условиях регат, как это делают ведущие мировые яхтенные клубы и как это уже давно сложилось в автоспорте, в частности, во время проведения «Формулы 1».

К слову, петербургский календарь парусных мероприятий в 2014 году чрезвычайно насыщен. Город примет и проведет более 60 соревнований различного уровня, в том числе пять топовых. Среди последних – одна из самых престижных регат: гонка международной серии Extreme Sailing Series, а также Чемпионат мира в классе яхт SB20.

По материалам: Ирина Кравцова, Морской Бизнес Северо-Запада
 
10 октября 2014 года

 
Есть интересная новость?
Пришлите ее нам!
Смотрите также

 

Реклама: