Oфициальноe открытиe регаты началось с небольшой лекции всем участникам об акватории фестиваля - проливе Солент, ведь здесь родились первые регаты, яхт-клубы и парусный спорт в той форме, в которой мы сейчас его видим. Так же, каждая школа рассказала о себе, о планах и целях на будущее - кто-то идет в загадочную Бирму, кто-то в Ливан, а кто-то планирует отличные гоночные программы для курсантов.
Первое задание Чемпионата – Поиск Сокровищ! Списки вопросов, ответить на которые можно только в результате путешествия под парусами по Соленту и выполнив ряд упражнений, таких как ‘Человек за бортом’, управление яхтой без рулевого пера, включая повороты, и, конечно же, навигационные упражнения. Экипажи должны были проложить маршрут по всем правилам навигации, учитывая течения, опасности, заходы и выходы из гаваней и точки, которые было необходимо посетить, для того что бы ответить на вопросы. Флот разлетелся по Соленту в поисках победы, а вечером собрался в гавани знаменитого города Каус на острове Уайт, для сдачи результатов и ужина открытия регаты в одном из старейших яхтенном клубе – Island Sailing Club. Это именно тот яхт-клуб, который организовывает Round the Island Race, самую масштабную регату планеты (до 2000 яхт). Этот клуб также стал партнером Чемпионата, организовывая часть гоночной и береговой программы.
Так же, частью программы (программу Поиска Сокровищ придумала и спонсировала школа Энди Вильямса, GoClubYachting) стало соревнование флагов, стихов и талисманов команд. Каждая яхта должна была сочинить оду о команде и школе, придумать талисман и смастерить флаг. По решению Учредiтелей, все результаты таких соревнований шли в общий зачет, для того что бы разбавить гоночный азарт мероприятия, ведь школы не гонками сильны. Так что если школа хотела победить – надо было мастерить флаг и сочинять стихи!
В среду утром экипажи собрались в Island Sailing Club для лекции регионального руководителя (юг Англии) береговой охраны Великобритании. Лекция была о работе береговой охраны, их структуре, спасательных операциях и планах на будущее. Лекция прошла на ура, и после 30 минут дополнительных вопросов организаторам пришлось объявить “Последний вопрос, господа”. Тем не менее сессия вопросов-ответов продолжилась уже за кофе.
После перерыва, Юрий Фадеев, директор школы RYA ‘Кабестан’ – Capstan Sailing School, прочитал лекцию о приливных высотах, течениях и навигационных расчетах, связанных с этими природными явлениями. Это подготовило команды к практическому упражнению этого дня – поиск и огибание буев в оптимальной последовательности, под парусами, учитывая течения и высоту прилива. Огибание буев в приливных условиях – непростое дело, часто заканчивающееся печально, поэтому тренировка убивала двух зайцев сразу – и гоночный режим, и приливная навигация!
Вечером флот остановился в гавани Lymington, где большинство экипажей присоединились к вечеринке на понтоне, ну а те, кто хотел исследовать Лимингтон (замечательный старинный городок), получили возможность не спеша побродить по древним улочкам.
Судейство на Чемпионате организовывало два клуба. Опять же, идея была в том, что бы показать участникам как можно больше Солента, людей, которые выходят в море в Соленте, и гоночные традиции Солента. Первые две гонки организовывал Island Sailing Club, а все последующие – главный судья Sunsail и преподаватель школы Кабестан – Саймон Гровер. Итак, в четверг, наступил первый день гоночной программы. Экипажи вышли на старт. Первый старт задал тон всей гоночной программе регаты. Все были предельно осторожны и вежливы, боролись по правилам и абсолютно все гонки прошли без столкновений на старте. Мысль учредителей была четко обозначена: Чемпионат это не гоночное рубилово школ. Это обмен опытом и знаниями, с элементами спортивного соревнования. Традиционно, школы не гоночные хаусы, и ни в коем случае не надо было об этом забывать. С этой идеей согласились все школы, и гонялись соответственно. Что не сбавило накала страстей, как все экипажи очень быстро поняли, в Соленте надо работать над навигацией не меньше, чем над парусами, правильные течения выигрывают гонки! Очень грамотно расчитанная дистанция привела к финишу все яхты за полчаса до контрольного времени и флот встал в речке Hamble, где технический офицер регаты Ли утащил половину флота на экскурс по пабам деревни. На следующее утро флот выглядел довольным, но немного уставшим!
Ключевым моментом в программе школ, конечно же, является серия мастер-классов. Учредителями Чемпионата было запланировано 4 мастер-класса:
Евгений Комиссаров, школа TopSail. Паруса для полных курсов. Такелаж для спинакера, спинакер реи и использование стакселя на полных курсах. Андрей Райков, школа GoClubYachting. Поломка двигателя, устранение дефектов, швартовка под парусами. Юрий Фадеев, школа ‘Кабестан’. Шпринги и их использование в приливных водах. Швартовка в приливных условиях Andy Williams, школа GoClubYachting. Спасательные жилеты, предметы безопасности на борту, лекция от OceanSafety (английская государственная компания, занимающаяся политикой безопасности на воде).
Экипажи разбились на группы и перемещались с яхты на яхту каждые полчаса. Судя по отзывам, это была лучшая образовательная часть программы, и организаторы собираются развивать идею практических мастер-классов дальше. Именно в этом формате идея обмена опытом прошла максимально успешно, у инструкторов был шанс рассказать о своем опыте, а у курсантов возможность задать вопросы, которых было не мало. Ну, а затем, была гонка номер 2, в этот раз, практически по всей длине Солента, с мощнейшим финишем под спинакерами у Портсмута. Зрелище захватывающее, финиш был очень плотный и все яхты отлично откатали гонку. Переправившись в гавань Gunwharf Quays, прямо в сердце Портсмута, экипажи разбрелись по городу, кто на нельсоновскую Викторию, кто в паб. На следующий день флот присоединялся к регате Кабестан, и начиналась серьезная гоночная программа Чемпионата.
Пока участники Чемпионата Школа развлекались в Портсмуте, немного выше по речке, в гавани Port Solent, происходил заезд экипажей регаты Кабестан, которые традиционно собираются в Соленте для гоночных баталий. Приемка яхт, судейский брифинг, заезды команд, обычная сосредоточенная суета начала любой регаты. Но вот яхты приняты и экипажи идут на стартовую линию, где их уже ждут команды парусных школ. Ветер 20 узлов, на судейском судне развеваются флаги отмены спинакеров, 1 рифа и обязательного использования жилетов. Старт дан, флот закружился по Соленту, покоряя знак за знаком. Лидеры меняются, коварные течения сводят преимущества на нет или наоборот дают фору тем, кто считал. И вот 3 часа спустя финишируют первые экипажи. А за ними, с разрывом в несколько минут и все остальные. Флот опять швартуется в Каус, где сегодня праздник – официальный ужин открытия регаты Кабестан, представление и знакомство команд дивизионов Чемпионата и регаты Кабестан, барбекю с двумя огромными зажаренными окороками на вертеле и танцы до упаду, с диджеем Стивом. Диджей зажег, но экипажи дисциплинировано разошлись в 22.00 – на следующий день подьем в 04:00, вперед на старт Третьей Русской Гонки Вокруг Острова. Дистанция брутальной офшорной гонки вокруг острова Уайт, 55 миль, старт в 06:00. В этот вечер свет еще долго горел на некоторых яхтах, там работали с таблицами течений, картами и лоциями. В гонке вокруг острова побеждает далеко не скорость, а тактика и знание течений.
Гонка Вокруг Острова Уайт – легендарна. Провести ее качественно очень непросто, подтотовка занимает много времени и усилий. Организаторы рады отрапортовать, что Третья Русская Гонка Вокруг Острова состоялась! 13 русских экипажей и почти 100 русских яхтсменов штурмовали дистанцию, таково масштаба . Экипажи стартовали в 06:00 по восточному маршруту, под слабый юго-западный ветер. После огибания наветренного знака, большинство яхт подняло спинакеры, но это не дало им беззаговорочного преимущества, грамотно и не очень подсчитанные течения в результате свели практически весь флот в одно место, на юге острова, где и разыгралась настоящая стратегическая баталия. Некоторые экипажи ушли мористей, кое кто скребся по дюнам у берега, кто-то держался 10-ти метровых глубин. Стратегий масса, до последнего было непонятно кто победит. В результате, разрыв между первым и вторым местом – 2 минуты (на 9 часов гонок). Не обошлось и без происшествий, в порыве гоночного азарта на яхте Михаила Мищенко лопнул гик, так что им пришлось сойти с дистанции, хоть они и браво продолжали идти под стакселем, закончить гонку против сильного течения в слабый ветер только под стакселем не представлялось возможным. Другая яхта флота, школа Кабестан сошла с дистанции и кинула ребятам буксировочный конец, благополучно дотащив их против течения в гавань, так как в спешке устранения последствий лопнувшего гика команда намотала упавший в воду брас на винт, что часто бывает. На след. день команда уже была в строю с новым гиком и боевым задором.
Вечер закончился Pimms and Lemonade Party на крыше Island Sailing Club, рубиновым закатом над Солентом, фотобиеналле и отличными морскими байками.
Как в любом хорошем детективе, развязка неизвестна до последней страницы, и заставляет читателя гадать до последнего. Три гонки запланированые на последний день регаты имели именно эту цель, победитель будет определен только сейчас! Баталия разыгралась нешуточная, и гонки были очень накаленными.
Результаты Первого Чемпионата Парусных Школ: