Удивительные порой происходят вещи. Вот вроде бы консервативная компания Pedro Boat с традиционным для голландского яхтостроения модельным рядом, который пользуется стабильным спросом. И вдруг верфь выпускает лодку, не только выбивающуюся из ровного строя Pedro, но и не имеющую аналогов во всем малом судостроении Европы. Точнее, что-то подобное есть, но с меньшим комфортом. Все это абсолютно не мореходно и строится в единичных экземплярах мелкими мастерскими, которые и верфью не назовешь. В основном это недолговечные пластиковые «хаусботы» вроде Espade 1050 или Eau Claire 930. А здесь в игру вступил один из крупнейших производителей стальных яхт!
Время, конечно, покажет правоту маркетологов Pedro, но при первом приближении их расчет кажется абсолютно точным. Liberty можно рассматривать двояко. Это или моторная яхта с комфортом и удобствами загородного дома, либо уютный дом с автономностью обычной моторной яхты. В Европе с огромным количеством рек и развитой сетью связывающих их каналов такая лодка должна найти своих поклонников. Представьте, вы вышли на пенсию, отдав крупной компании лучшие годы, и решили пожить в разных странах. Не покупать же квартиры в Париже, Вене и Будапеште. А на гостиницы никаких сбережений не хватит. Вот тут-то Liberty докажет свою незаменимость. Все! Вы больше не привязаны к кусочку суши в определенной стране. Вы теперь полноценный гражданин Европы.
В разработке судна принимал участие дизайнер Martin Bekebrede, известный в мире судостроения прежде всего своими проектами парусно-моторных яхт. Причем, имеющих классическую внешность с ретро-оттенком, типа лодок Noordkaper, Vientodora или Danish Rose. Как бы то ни было, Liberty – первый опыт Мартина в проектировании подобных яхт. Да и сама «Свобода» – первое серийное судно в своем классе, так почему бы не попробовать себя на новом поприще, видимо, подумал Мартин Бекебред. Не зря его фамилия дословно переводится с фламандского вроде «заведение новых знакомств».
Изначально технический проект предусматривал отсутствие допустимых ограничений в мореходности Liberty. Поэтому, в отличие от других «хаусботов», были заложены нормальные обводы, которые, вкупе с другими техническими мероприятиями, позволили получить сертификацию мореходности «С» по европейской классификации СЕ. А она определяет зону применения судна (прибрежные воды, рейды, заливы, озера и реки) и требует, чтобы конструкция обеспечивала безопасное плавание при высоте волны до 2 метров. То есть, Liberty при необходимости может потихоньку и «очень низенько» пройти из Европы вдоль побережья Польши и Прибалтики в Санкт-Петербург!
Корпус Liberty, имеющий шаг шпаций 40 см, сварен из пятимиллиметровой стали, с остовом под двигатель из сантиметровых листов. Естественно все покрыто двухкомпонентными эпоксидными материалами, причем даже с большей тщательностью, чем серийные яхты Pedro. И если те, не перекрашиваясь по 15-20 лет, замечательно выглядят, то надо думать, что Liberty сохранит свою сверкающую внешность и через полвека.
Для круглогодичной эксплуатации в Liberty предусмотрено все, вплоть до системы охлаждения двигателя, переключаемой в зимний режим. Здесь есть и сложная конструкция надстройки из композитных материалов с отличной термоизоляцией всех помещений, и стеклопакеты в окнах с пластиковыми рамами, где секции открываются в двух плоскостях как дома, и теплый пол из толстых досок. Полному ощущению домашнего уюта способствует и система обогрева/подачи горячей воды Kabola с радиаторами отопления в каждой каюте и эффектным полотенцесушителем в ванной комнате, которая еще и оборудована обогреваемым полом. Кстати! Радиаторы отопления очень важны для комфортного проживания на борту судна, поскольку обогрев кают посредством различных Webasto и Wallas приводит к высушиванию воздуха, и, как следствие, весьма неблаготворной атмосфере в помещениях.
По сути Liberty – не просто домик на воде, а вилла с террасами и балконами, роль коих выполняет окружающая надстройку палуба. В ее бортах три калитки – две по бортам и одна на купальную платформу, а также откидная часть на носовой оконечности для удобного выхода на берег или на пирс. Для максимального комфорта немаловажно, что палуба сделана на одном уровне с полом жилых помещений. Причем их общая площадь – 30 квадратных метров! Конструкторы не стали дробить эту площадь на множество каюток, правда, верфь утверждает, что изготовит лодку с любой планировкой и мебелью. В корме первой Liberty большая спальня с окнами на три стороны, далее в нос просторный санузел с продвинутой душевой кабиной и стиральной машиной. Впереди большая студия, где большая кухня (камбузом ее уже не назовешь!) с огромным холодильником, вытяжкой и посудомоечной машиной плавно перетекает в обеденную зону. Для припозднившихся гостей предназначен раскладывающийся диван по правому борту. Хотя… Какой борт может быть у дома? Слева в салоне компактный пост управления со ставшим стандартным для всех яхт Pedro универсальным навигационным инструментом Raymarine Tridata и фирменным электрическим щитком. Обзор по курсу просто великолепный, а вот о том, что творится сзади, поведают специальный монитор и видеокамера в корме под козырьком навеса надстройки.
Дизельный двигатель Volvo-Penta D2 мощностью 75 сил позволяет Liberty развивать скорость около 8 узлов. Причем 4-х лопастной винт может вращаться и посредством гидравлического привода, конечно в определенной комплектации яхты. Точному маневрированию в узких каналах и маринах помогут два подруливающих устройства в носу и корме, а уж шлюзоваться на этом «домике» одно удовольствие. Все кнехты расположены с идеальной доступностью, а палуба с хваткими релингами из нержавейки позволяет не беспокоиться за безопасность экипажа. Еще одна «примочка» - специальная система с углубляющимся в грунт шестом, которая одним нажатием кнопки дает возможность поставить лодку на стоянку без отдачи якоря. Огромный трюм позволяет разместить аккумуляторы для гибридной силовой установки, и такая экологичная и бесшумная Liberty скоро появится.
Некоторые технические характеристики Liberty:
- Длина: 12,50 метра
- Ширина: 4,50 метра
- Осадка: 0,90 метра
- Мостовой габарит: 2,50 метра
- Топливный бак: 1000 литров
- Водяной бак: 900 литров
- Сточная цистерна: 400 литров
- Водоизмещение: около 14,5 тонн
Может, не все удалось рассказать в этом материале. Слоган верфи, относящийся к Liberty, звучит «Home, Sweet Home». Да, это очень милый дом, и при всем своем уюте и комфорте мобильный и мореходный. Тем же, кого привлекут его замечательные качества, базовая цена в 249 тысяч Евро вряд ли покажется завышенной…