|
Матчевые гонки в ряду парусных соревнований стоят особняком. Они становятся одними из самых интересных и популярных видов соревнований и с прошлого года включены в олимпийскую программу. |
|
|
Матч-рейс - это чистая борьба двух команд, настоящая баталия
|
Журнал Yacht Russia представляет подборку материалов, посвященных их истории, особенностям и основным приемам, которые надо знать гонщикам и зрителям. Развитие матчевых гонок как отдельного вида парусных соревнований связано с Americas Cup, история которого началась в 1851 году. С тех пор в парусном мире и парусном спорте много что изменилось, но матчевые гонки тоже постоянно развивались и в наши дни стали одними из самых привлекательных видов профессиональных парусных соревнований, где важна не только и не столько скорость, сколько умение построить правильный в тактическом отношении поединок. Парусный матч-рейс обладает теми же привлекательными для зрителя и участника свойствами, как другие популярные игровые виды спорта и единоборства: футбол, бокс, борьба. Победа зависит не столько от физической силы соперников, сколько от их опыта, психологической устойчивости и даже хитрости. Из матч-рейса вышли многие выдающиеся профессионалы современного яхтинга, что лишний раз доказывает актуальность матчевых гонок для совершенствования мастерства яхтсменов. Первый матч-рейс в рамках Americas Cup состоялся в 1870 г. между американской яхтой Magic, представлявшей нью-йоркский яхт-клуб, и британской лодкой Cambria. Победила первая. После этого более столетия никто не мог отобрать кубок у американцев. Все последующие розыгрыши этого самого престижного парусного кубка по своему формату тоже были матч-рейсами. Однако не стоит забывать, что в гонках Americas Cup решающую роль зачастую играет сама яхта, ее технологическое исполнение, так что у дефендера (защитника кубка) и челленджера (претендента) не было технического равенства в полной мере. Сегодня все матч-рейсы, кроме Americas Cup, – это состязание на идентичных лодках, а значит, победа здесь зависит исключительно от опыта и умений шкипера и команды. По сути, матч-рейс – это гонки в чистом виде, где техническая составляющая сведена к нулю, а гонщики (и команды) обладают такой квалификацией, что им совершенно безразлично, на каких лодках соревноваться. Первые гонки на монотипах состоялись в 1937 г. Это был Omega Gold Cup на Бермудах. Проводились они на лодках класса International One Design. Выиграл тогда соревнование Бригс Канингэм (Briggs Cunningham), а чуть позже ему удалось победить и в Americas Cup на яхте класса «12 метров». Omega Cup дал толчок быстрому развитию нового типа парусных гонок: в настоящее время в формате матч-рейса проводится около 70 регат по всему миру. Для того чтобы как-то упорядочить и ранжировать разные по условиям и мастерству участников соревнования, потребовалось создать курирующую организацию. Так появилась Match Race Committee в рамках ISAF, которая контролирует все регаты и представляет World Match Racing Tour – на сегодня самую престижную профессиональную серию в матч-рейсе. Общие правила гонок |
|
|
Соперники никогда не упустят возможности закрыть ветер друг другу
|
Как мы уже говорили, все гонки, кроме Americas Cup, проводятся на идентичных яхтах. Лодки предоставляются организаторами соревнований. Участники регаты не выходят на старт одновременно, а встречаются в парных гонках – каждый с каждым. По завершению этих «круговых» гонок (этап называется round robin) по сумме набранных очков определяются полуфиналисты, затем – финалисты, которые и разыгрывают между собой первенство. Дистанция гонки небольшая, лодки проходят ее в среднем за 20–25 минут. Знаки выставляются по направлению ветра, как в гонках флота. Борьба между соперниками разворачивается еще до старта, так как обе команды хотят пересечь линию старта максимально быстро и выгоднее, чем соперник. С другой стороны, каждый старается вынудить визави совершить на старте ошибку, за которую тот будет оштрафован. Дистанция формально имеет 4 отрезка – два на ветер и два полных курса. На первом и третьем этапах лодки идут в лавировку, затем они правым бортом огибают «верхний» знак и проходят второй (и четвертый) отрезки под спинакерами. Таким образом, пройдя две «петли», гонщики финишируют. Зрелищность матч-рейса объясняется, прежде всего, тем, что это не просто гонка – это состязание в мастерстве построения тактического боя. Для того чтобы победить, необходимо знание правил, умение ими пользоваться и, конечно, способность грамотно разыграть сценарий гонки. В любом матч-рейсе главное – победа, поэтому этот вид парусных состязаний считается одним из самых динамичных. То, что в гонке участвуют только две лодки, существенно влияет на ход ее построения. Здесь не важно, за какое время будет пройдена дистанция, – важно обойти соперника, а значит, все средства хороши: можно делать ставку на высокие скорости, а можно просто блокировать соперника, не давая ему обогнать себя (в групповой гонке такое невозможно, так как, пока вы блокируете кого-то одного, остальные участники вас «объедут»). Матч-рейсы, как правило, организуются вблизи береговой линии, так что зрители могут легко наблюдать за гонками. Кроме того, дистанции невелики, да и следить за парной гонкой зрителю легче, чем за групповой. В случае если судья на дистанции (ампайр) фиксирует нарушение правил, он вправе оштрафовать нарушителя. Отработка штрафа (оправдание) – поворот на 270° – может быть выполнен в любой момент гонки. Экипаж старается выполнить его с наименьшими потерями в наиболее удобный момент. Если кто-то из соперников получает три штрафа, он тут же дисквалифицируется. Часто случается так, что гонщики идут очень близко друг к другу, так что на финише их разделяет совсем небольшой интервал. Азартом борьбы матч-рейс привлекает к себе особое внимание как яхтсменов, так и зрителей. (Так, например, незабываемым был финал Americas Cup 2007 г., когда в последней гонке матча Alinghi опередила Team New Zealand всего на одну секунду.) Система рейтингов
|
|
|
На дистанции разворачивается борьба за более выгодную позицию
|
Особое развитие матч-рейсы получили в последние 20 лет. В 2000 г. появилась система рейтингов ISAF. Причем рейтинги присваиваются и соревнованиям, и яхтсменам. Шкиперы получают очки за первые 10 мест в регатах, которые умножаются на коэффициенты соответственно уровню регат. Регаты имеют свой рейтинг – grade, который присваивается в зависимости от уровня организации соревнования. Грейд регаты зависит от множества факторов: количества гонщиков соответствующего уровня, количества и конструкции лодок, количества международных судей, обслуживающих регату, количества дней, отведенных на регату, и т. д. Международные регаты имеют больший вес по сравнению с региональными. Например, чтобы регата получила грейд 3, организаторы должны предоставить для гонок не менее 4 лодок длиной от 5,9 м; это обязательно килевые лодки, несущие спинакер. Кроме того, это должна быть регата уровня национального чемпионата или международная регата, где иностранных гонщиков не менее 30 %. Чтобы получить грейд 2 или 1, регата должна удовлетворять основным критериям третьего грейда, но, кроме того, число лодок должно составлять 50 % от числа участников, количество гоночных дней – 3–4, а лодка быть длиной не менее 6,8 м (для зачета open) и 5,9 м; (для женского матч-рейса). Для регаты с грейдом 1 судьи назначаются ISAF. Например, 1-й грейд имеют Louis Vuitton Pacific Series, ISAF Nations Cup (в этом году пройдет в Бразилии), International Women Match Race Criterium, Match Cup Sweden (Марстранд, Швеция), Congressional Cup (США, Калифорния), Cento Cup (Италия) и российская «ЯВА Трофи». Но высший грейд присвоен Мировому туру по матчевым гонкам, который в рейтинге ISAF имеет статус Кубка мира. В настоящее время в рейтинговом списке по матч-рейсу Международной парусной федерации около 1000 шкиперов. Вообще, существует два рейтинговых списка – общий рейтинг (оpen) и женский. Рейтинг ISAF рассчитывается на основе достижений яхтсменов-матч-рейсеров по итогам последних двух лет в регатах не ниже 5-го грейда. Чем выше грейд соревнования и место шкипера в регате, тем больше очков он получает. В расчет рейтинга каждого яхтсмена идут 4 регаты за год (его лучшие результаты) или 8 за 2 года, причем очки за регаты последнего года почти вдвое дороже, чем очки за регаты предыдущего. В общем матчевом рейтинге ISAF четыре российских гонщика: Андрей Арбузов занимает 13-е место (в середине 2007 г. он поднимался в рейтинге до 7-го места), Евгений Неугодников – 16-е, Сергей Мусихин – 26-е место, Евгений Никифоров – на 50-й позиции. В женском рейтинге ISAF представительниц России, к сожалению, нет. Женщины могут соревноваться в зачетах как open, так и women. Во втором случае весь экипаж исключительно женский. В мире проводится довольно много женских соревнований различных грейдов. А в 2012 г. женский матч-рейс впервые войдет в программу Олимпийских игр. Спортсменки будут соревноваться на яхтах Elliott 6. Мировой тур (World Match Racing Tour) |
|
|
Лодки пытаются атаковать друг друга сменой галса
|
Матчевые гонки в ряду парусных соревнований стоят особняком. Они становятся одними из самых интересных и популярных видов соревнований и с прошлого года включены в олимпийскую программу. Журнал Yacht Russia представляет подборку материалов, посвященных их истории, особенностям и основным приемам, которые надо знать гонщикам и зрителям. Развитие матчевых гонок как отдельного вида парусных соревнований связано с Americas Cup, история которого началась в 1851 году. С тех пор в парусном мире и парусном спорте много что изменилось, но матчевые гонки тоже постоянно развивались и в наши дни стали одними из самых привлекательных видов профессиональных парусных соревнований, где важна не только и не столько скорость, сколько умение построить правильный в тактическом отношении поединок. Парусный матч-рейс обладает теми же привлекательными для зрителя и участника свойствами, как другие популярные игровые виды спорта и единоборства: футбол, бокс, борьба. Победа зависит не столько от физической силы соперников, сколько от их опыта, психологической устойчивости и даже хитрости. Из матч-рейса вышли многие выдающиеся профессионалы современного яхтинга, что лишний раз доказывает актуальность матчевых гонок для совершенствования мастерства яхтсменов. Первый матч-рейс в рамках Americas Cup состоялся в 1870 г. между американской яхтой Magic, представлявшей нью-йоркский яхт-клуб, и британской лодкой Cambria. Победила первая. После этого более столетия никто не мог отобрать кубок у американцев. Все последующие розыгрыши этого самого престижного парусного кубка по своему формату тоже были матч-рейсами. Однако не стоит забывать, что в гонках Americas Cup решающую роль зачастую играет сама яхта, ее технологическое исполнение, так что у дефендера (защитника кубка) и челленджера (претендента) не было технического равенства в полной мере. Сегодня все матч-рейсы, кроме Americas Cup, – это состязание на идентичных лодках, а значит, победа здесь зависит исключительно от опыта и умений шкипера и команды. По сути, матч-рейс – это гонки в чистом виде, где техническая составляющая сведена к нулю, а гонщики (и команды) обладают такой квалификацией, что им совершенно безразлично, на каких лодках соревноваться. Первые гонки на монотипах состоялись в 1937 г. Это был Omega Gold Cup на Бермудах. Проводились они на лодках класса International One Design. Выиграл тогда соревнование Бригс Канингэм (Briggs Cunningham), а чуть позже ему удалось победить и в Americas Cup на яхте класса «12 метров». Omega Cup дал толчок быстрому развитию нового типа парусных гонок: в настоящее время в формате матч-рейса проводится около 70 регат по всему миру. Для того чтобы как-то упорядочить и ранжировать разные по условиям и мастерству участников соревнования, потребовалось создать курирующую организацию. Так появилась Match Race Committee в рамках ISAF, которая контролирует все регаты и представляет World Match Racing Tour – на сегодня самую престижную профессиональную серию в матч-рейсе. Матчевые гонки в России |
|
|
Чемпионы Европы по матчевым гонкам 2008 года. Экипаж шкипера Евгения Неугодникова.
|
В России матчевые гонки давно пользуются популярностью. Более того, ряд регат получили высокий рейтинг ISAF и являются официальными отборочными соревнованиями для участия в Кубке мира. Самой известной из них является «ЯВА Трофи». В настоящее время эта регата принимает большое число иностранных участников. После того как «ЯВА Трофи» переехала в Москву в 2007 г., в Екатеринбурге – на родине российского матч-рейса – стал проводиться Открытый чемпионат России по матчевым гонкам; грейд этого соревнования – 3. Кроме того, в Петербурге проводится регата «Паруса Белых ночей. Кубок Дворца конгрессов». Регата имеет 2-й грейд, на которой в 2008 г. гонщики соревновались на лодках Santer 760. В 2009 г. грейд этой регаты поднимется до 1-го. Во Владивостоке проводится кубок «Семь футов», имеющий 2-й грейд. В Челябинской области – Кубок Короткевича (озеро Тургояк), грейд 3. Кубок Челябинска по матчевым гонкам (озеро Смолино) и Открытый чемпионат Хабаровской области имеют грейд 4. В рамках некоторых известных российских регат, таких как Банковский кубок, также проводятся матч-рейсы, не имеющие грейдов ISAF. Из истории Americas Cup В 1851 г. яхта «Америка», представлявшая Нью-Йоркский яхт-клуб, выиграла кубок «Сто гиней» в гонке вокруг острова Уайт. Впоследствии владельцы яхты «Америка» подарили заокеанский трофей клубу и, таким образом, учредили Americas Cup, а «Дарственная» стала основным документом, регулирующим правила розыгрыша Americas Cup. В нем говорится, что любой яхт-клуб может претендовать на обладание этим кубком, для этого он должен выставить яхту для проведения гонок. Согласно «Дарственной», обладатель кубка (дефендер) и челленджер «могут по обоюдному согласию заключить договор о дате, месте проведения, курсах и числе гонок, технических правилах и прочих условиях матча». Победивший становится обладателем Americas Cup. Americas Cup развивался. Лодки эволюционировали и к настоящему времени превратились в высокотехнологичные спортивные снаряды, впитавшие в себя самые современные технологии. Это лодки класса International Americas Cup Class (IACC). С 2007 г. гонщики соревнуются на версии 5.0. Для следующего, 33-го розыгрыша был разработан новый класс лодок. Они будут чуть длиннее и шире, но легче, чем яхты последнего розыгрыша, с бушпритом, не ограниченной площадью геннакера, в то время как предыдущий класс Americas Cup предусматривал наличие спинакер-гика, а спинакер имел площадь 512 м2. Кстати, лодки Americas Cup версии 5.0 уже используются для соревнований. Так, в феврале 2009 г. в Новой Зеландии прошла серия матч-рейсов Louis Vuitton Pacific Series, в которой приняли участие практически все существующие на данный момент синдикаты. Команды разыгрывали кубок Louis Vuitton по образу и подобию Americas Cup, а для гонок использовались четыре арендованные лодки, которые были предоставлены для соревнований командами BMW Oracle и Team New Zealand. После отборочного этапа в финале обладатель кубка Louis Vuitton команда Emirates Team New Zealand победила в матче против Alinghi, команды, которая в настоящее время является владельцем кубка. |
|
ТЕКСТ И ФОТО ЕВГЕНИИ БАКУНОВОЙ |
|
|
+7 495 725-0894 |
|