НовостиКомпанииКаталог катеров и яхтПродажа катеров и яхтНедвижимостьВыставкиОбучениеАренда яхтРабота
Вход или регистрация
YachtsWorld.ruNewBoats.ruUsedBoats.ruRusYachting.ru
Главная / Новости мира яхт и катеров

Морские дуэли

Матчевые гонки в ряду парусных соревнований стоят особняком. Они становятся одними из самых интересных и популярных видов соревнований и с прошлого года включены в олимпийскую программу.
Матч-рейс - это чистая борьба двух команд, настоящая баталия
Матч-рейс - это чистая борьба двух команд, настоящая баталия
Журнал Yacht Russia представляет подборку материалов, посвященных их истории, особенностям и основным приемам, которые надо знать гонщикам и зрителям.

Развитие матчевых гонок как отдельного вида парусных соревнований связано с Americas Cup, история которого началась в 1851 году.

С тех пор в парусном мире и парусном спорте много что изменилось, но матчевые гонки тоже постоянно развивались и в наши дни стали одними из самых привлекательных видов профессиональных парусных соревнований, где важна не только и не столько скорость, сколько умение построить правильный в тактическом отношении поединок. Парусный матч-рейс обладает теми же привлекательными для зрителя и участника свойствами, как другие популярные игровые виды спорта и единоборства: футбол, бокс, борьба. Победа зависит не столько от физической силы соперников, сколько от их опыта, психологической устойчивости и даже хитрости.

Из матч-рейса вышли многие выдающиеся профессионалы современного яхтинга, что лишний раз доказывает актуальность матчевых гонок для совершенствования мастерства яхтсменов. Первый матч-рейс в рамках Americas Cup состоялся в 1870 г. между американской яхтой Magic, представлявшей нью-йоркский яхт-клуб, и британской лодкой Cambria. Победила первая. После этого более столетия никто не мог отобрать кубок у американцев.

Все последующие розыгрыши этого самого престижного парусного кубка по своему формату тоже были матч-рейсами. Однако не стоит забывать, что в гонках Americas Cup решающую роль зачастую играет сама яхта, ее технологическое исполнение, так что у дефендера (защитника кубка) и челленджера (претендента) не было технического равенства в полной мере.

Сегодня все матч-рейсы, кроме Americas Cup, – это состязание на идентичных лодках, а значит, победа здесь зависит исключительно от опыта и умений шкипера и команды. По сути, матч-рейс – это гонки в чистом виде, где техническая составляющая сведена к нулю, а гонщики (и команды) обладают такой квалификацией, что им совершенно безразлично, на каких лодках соревноваться.

Первые гонки на монотипах состоялись в 1937 г. Это был Omega Gold Cup на Бермудах. Проводились они на лодках класса International One Design. Выиграл тогда соревнование Бригс Канингэм (Briggs Cunningham), а чуть позже ему удалось победить и в Americas Cup на яхте класса «12 метров». Omega Cup дал толчок быстрому развитию нового типа парусных гонок: в настоящее время в формате матч-рейса проводится около 70 регат по всему миру.

Для того чтобы как-то упорядочить и ранжировать разные по условиям и мастерству участников соревнования, потребовалось создать курирующую организацию. Так появилась Match Race Committee в рамках ISAF, которая контролирует все регаты и представляет World Match Racing Tour – на сегодня самую престижную профессиональную серию в матч-рейсе.

Общие правила гонок

Соперники никогда не упустят возможности закрыть ветер друг другу
Соперники никогда не упустят возможности закрыть ветер друг другу
Как мы уже говорили, все гонки, кроме Americas Cup, проводятся на идентичных яхтах. Лодки предоставляются организаторами соревнований. Участники регаты не выходят на старт одновременно, а встречаются в парных гонках – каждый с каждым. По завершению этих «круговых» гонок (этап называется round robin) по сумме набранных очков определяются полуфиналисты, затем – финалисты, которые и разыгрывают между собой первенство.

Дистанция гонки небольшая, лодки проходят ее в среднем за 20–25 минут. Знаки выставляются по направлению ветра, как в гонках флота. Борьба между соперниками разворачивается еще до старта, так как обе команды хотят пересечь линию старта максимально быстро и выгоднее, чем соперник. С другой стороны, каждый старается вынудить визави совершить на старте ошибку, за которую тот будет оштрафован.

Дистанция формально имеет 4 отрезка – два на ветер и два полных курса. На первом и третьем этапах лодки идут в лавировку, затем они правым бортом огибают «верхний» знак и проходят второй (и четвертый) отрезки под спинакерами. Таким образом, пройдя две «петли», гонщики финишируют. Зрелищность матч-рейса объясняется, прежде всего, тем, что это не просто гонка – это состязание в мастерстве построения тактического боя. Для того чтобы победить, необходимо знание правил, умение ими пользоваться и, конечно, способность грамотно разыграть сценарий гонки.

В любом матч-рейсе главное – победа, поэтому этот вид парусных состязаний считается одним из самых динамичных.

То, что в гонке участвуют только две лодки, существенно влияет на ход ее построения. Здесь не важно, за какое время будет пройдена дистанция, – важно обойти соперника, а значит, все средства хороши: можно делать ставку на высокие скорости, а можно просто блокировать соперника, не давая ему обогнать себя (в групповой гонке такое невозможно, так как, пока вы блокируете кого-то одного, остальные участники вас «объедут»).

Матч-рейсы, как правило, организуются вблизи береговой линии, так что зрители могут легко наблюдать за гонками. Кроме того, дистанции невелики, да и следить за парной гонкой зрителю легче, чем за групповой.

В случае если судья на дистанции (ампайр) фиксирует нарушение правил, он вправе оштрафовать нарушителя. Отработка штрафа (оправдание) – поворот на 270° – может быть выполнен в любой момент гонки. Экипаж старается выполнить его с наименьшими потерями в наиболее удобный момент. Если кто-то из соперников получает три штрафа, он тут же дисквалифицируется.

Часто случается так, что гонщики идут очень близко друг к другу, так что на финише их разделяет совсем небольшой интервал. Азартом борьбы матч-рейс привлекает к себе особое внимание как яхтсменов, так и зрителей. (Так, например, незабываемым был финал Americas Cup 2007 г., когда в последней гонке матча Alinghi опередила Team New Zealand всего на одну секунду.)

Система рейтингов

На дистанции разворачивается борьба за более выгодную позицию
На дистанции разворачивается борьба за более выгодную позицию
Особое развитие матч-рейсы получили в последние 20 лет. В 2000 г. появилась система рейтингов ISAF. Причем рейтинги присваиваются и соревнованиям, и яхтсменам. Шкиперы получают очки за первые 10 мест в регатах, которые умножаются на коэффициенты соответственно уровню регат.

Регаты имеют свой рейтинг – grade, который присваивается в зависимости от уровня организации соревнования. Грейд регаты зависит от множества факторов: количества гонщиков соответствующего уровня, количества и конструкции лодок, количества международных судей, обслуживающих регату, количества дней, отведенных на регату, и т. д.

Международные регаты имеют больший вес по сравнению с региональными. Например, чтобы регата получила грейд 3, организаторы должны предоставить для гонок не менее 4 лодок длиной от 5,9 м; это обязательно килевые лодки, несущие спинакер. Кроме того, это должна быть регата уровня национального чемпионата или международная регата, где иностранных гонщиков не менее 30 %.

Чтобы получить грейд 2 или 1, регата должна удовлетворять основным критериям третьего грейда, но, кроме того, число лодок должно составлять 50 % от числа участников, количество гоночных дней – 3–4, а лодка быть длиной не менее 6,8 м (для зачета open) и 5,9 м; (для женского матч-рейса). Для регаты с грейдом 1 судьи назначаются ISAF.

Например, 1-й грейд имеют Louis Vuitton Pacific Series, ISAF Nations Cup (в этом году пройдет в Бразилии), International Women Match Race Criterium, Match Cup Sweden (Марстранд, Швеция), Congressional Cup (США, Калифорния), Cento Cup (Италия) и российская «ЯВА Трофи».

Но высший грейд присвоен Мировому туру по матчевым гонкам, который в рейтинге ISAF имеет статус Кубка мира. В настоящее время в рейтинговом списке по матч-рейсу Международной парусной федерации около 1000 шкиперов. Вообще, существует два рейтинговых списка – общий рейтинг (оpen) и женский.

Рейтинг ISAF рассчитывается на основе достижений яхтсменов-матч-рейсеров по итогам последних двух лет в регатах не ниже 5-го грейда. Чем выше грейд соревнования и место шкипера в регате, тем больше очков он получает. В расчет рейтинга каждого яхтсмена идут 4 регаты за год (его лучшие результаты) или 8 за 2 года, причем очки за регаты последнего года почти вдвое дороже, чем очки за регаты предыдущего.

В общем матчевом рейтинге ISAF четыре российских гонщика: Андрей Арбузов занимает 13-е место (в середине 2007 г. он поднимался в рейтинге до 7-го места), Евгений Неугодников – 16-е, Сергей Мусихин – 26-е место, Евгений Никифоров – на 50-й позиции. В женском рейтинге ISAF представительниц России, к сожалению, нет. Женщины могут соревноваться в зачетах как open, так и women. Во втором случае весь экипаж исключительно женский. В мире проводится довольно много женских соревнований различных грейдов. А в 2012 г. женский матч-рейс впервые войдет в программу Олимпийских игр. Спортсменки будут соревноваться на яхтах Elliott 6.

Мировой тур (World Match Racing Tour)

Лодки пытаются атаковать друг друга сменой галса
Лодки пытаются атаковать друг друга сменой галса
Матчевые гонки в ряду парусных соревнований стоят особняком. Они становятся одними из самых интересных и популярных видов соревнований и с прошлого года включены в олимпийскую программу. Журнал Yacht Russia представляет подборку материалов, посвященных их истории, особенностям и основным приемам, которые надо знать гонщикам и зрителям.

Развитие матчевых гонок как отдельного вида парусных соревнований связано с Americas Cup, история которого началась в 1851 году. С тех пор в парусном мире и парусном спорте много что изменилось, но матчевые гонки тоже постоянно развивались и в наши дни стали одними из самых привлекательных видов профессиональных парусных соревнований, где важна не только и не столько скорость, сколько умение построить правильный в тактическом отношении поединок.

Парусный матч-рейс обладает теми же привлекательными для зрителя и участника свойствами, как другие популярные игровые виды спорта и единоборства: футбол, бокс, борьба. Победа зависит не столько от физической силы соперников, сколько от их опыта, психологической устойчивости и даже хитрости. Из матч-рейса вышли многие выдающиеся профессионалы современного яхтинга, что лишний раз доказывает актуальность матчевых гонок для совершенствования мастерства яхтсменов. Первый матч-рейс в рамках Americas Cup состоялся в 1870 г. между американской яхтой Magic, представлявшей нью-йоркский яхт-клуб, и британской лодкой Cambria. Победила первая. После этого более столетия никто не мог отобрать кубок у американцев.

Все последующие розыгрыши этого самого престижного парусного кубка по своему формату тоже были матч-рейсами. Однако не стоит забывать, что в гонках Americas Cup решающую роль зачастую играет сама яхта, ее технологическое исполнение, так что у дефендера (защитника кубка) и челленджера (претендента) не было технического равенства в полной мере.

Сегодня все матч-рейсы, кроме Americas Cup, – это состязание на идентичных лодках, а значит, победа здесь зависит исключительно от опыта и умений шкипера и команды. По сути, матч-рейс – это гонки в чистом виде, где техническая составляющая сведена к нулю, а гонщики (и команды) обладают такой квалификацией, что им совершенно безразлично, на каких лодках соревноваться.

Первые гонки на монотипах состоялись в 1937 г. Это был Omega Gold Cup на Бермудах. Проводились они на лодках класса International One Design. Выиграл тогда соревнование Бригс Канингэм (Briggs Cunningham), а чуть позже ему удалось победить и в Americas Cup на яхте класса «12 метров». Omega Cup дал толчок быстрому развитию нового типа парусных гонок: в настоящее время в формате матч-рейса проводится около 70 регат по всему миру.

Для того чтобы как-то упорядочить и ранжировать разные по условиям и мастерству участников соревнования, потребовалось создать курирующую организацию. Так появилась Match Race Committee в рамках ISAF, которая контролирует все регаты и представляет World Match Racing Tour – на сегодня самую престижную профессиональную серию в матч-рейсе.

Матчевые гонки в России

Чемпионы Европы по матчевым гонкам 2008 года. Экипаж шкипера Евгения Неугодникова.
Чемпионы Европы по матчевым гонкам 2008 года. Экипаж шкипера Евгения Неугодникова.
В России матчевые гонки давно пользуются популярностью. Более того, ряд регат получили высокий рейтинг ISAF и являются официальными отборочными соревнованиями для участия в Кубке мира.

Самой известной из них является «ЯВА Трофи». В настоящее время эта регата принимает большое число иностранных участников.

После того как «ЯВА Трофи» переехала в Москву в 2007 г., в Екатеринбурге – на родине российского матч-рейса – стал проводиться Открытый чемпионат России по матчевым гонкам; грейд этого соревнования – 3. Кроме того, в Петербурге проводится регата «Паруса Белых ночей. Кубок Дворца конгрессов». Регата имеет 2-й грейд, на которой в 2008 г. гонщики соревновались на лодках Santer 760. В 2009 г. грейд этой регаты поднимется до 1-го.

Во Владивостоке проводится кубок «Семь футов», имеющий 2-й грейд. В Челябинской области – Кубок Короткевича (озеро Тургояк), грейд 3. Кубок Челябинска по матчевым гонкам (озеро Смолино) и Открытый чемпионат Хабаровской области имеют грейд 4. В рамках некоторых известных российских регат, таких как Банковский кубок, также проводятся матч-рейсы, не имеющие грейдов ISAF.

Из истории Americas Cup

В 1851 г. яхта «Америка», представлявшая Нью-Йоркский яхт-клуб, выиграла кубок «Сто гиней» в гонке вокруг острова Уайт. Впоследствии владельцы яхты «Америка» подарили заокеанский трофей клубу и, таким образом, учредили Americas Cup, а «Дарственная» стала основным документом, регулирующим правила розыгрыша Americas Cup.

В нем говорится, что любой яхт-клуб может претендовать на обладание этим кубком, для этого он должен выставить яхту для проведения гонок. Согласно «Дарственной», обладатель кубка (дефендер) и челленджер «могут по обоюдному согласию заключить договор о дате, месте проведения, курсах и числе гонок, технических правилах и прочих условиях матча». Победивший становится обладателем Americas Cup.

Americas Cup развивался. Лодки эволюционировали и к настоящему времени превратились в высокотехнологичные спортивные снаряды, впитавшие в себя самые современные технологии. Это лодки класса International Americas Cup Class (IACC). С 2007 г. гонщики соревнуются на версии 5.0. Для следующего, 33-го розыгрыша был разработан новый класс лодок.

Они будут чуть длиннее и шире, но легче, чем яхты последнего розыгрыша, с бушпритом, не ограниченной площадью геннакера, в то время как предыдущий класс Americas Cup предусматривал наличие спинакер-гика, а спинакер имел площадь 512 м2.

Кстати, лодки Americas Cup версии 5.0 уже используются для соревнований. Так, в феврале 2009 г. в Новой Зеландии прошла серия матч-рейсов Louis Vuitton Pacific Series, в которой приняли участие практически все существующие на данный момент синдикаты. Команды разыгрывали кубок Louis Vuitton по образу и подобию Americas Cup, а для гонок использовались четыре арендованные лодки, которые были предоставлены для соревнований командами BMW Oracle и Team New Zealand. После отборочного этапа в финале обладатель кубка Louis Vuitton команда Emirates Team New Zealand победила в матче против Alinghi, команды, которая в настоящее время является владельцем кубка.

ТЕКСТ И ФОТО ЕВГЕНИИ БАКУНОВОЙ
3 марта 2010 года
Журнал Yacht Russia
+7 495 725-0894

 
Есть интересная новость?
Пришлите ее нам!
Смотрите также

 

Реклама: