И вот, 510 лет спустя, через Атлантику в очередной раз отправилось несколько тысяч человек на 225-ти парусниках разного класса. ARC 2009 - событие в мире парусного спорта знаковое. Вы можете участвовать в каких угодно регатах, но если вы не переходили Атлантику путем Колумба – то вы, как бы, и не яхтсмен.
В ARC 2009 участвуют 5 яхт с российскими экипажами. Яхт-клуб «ПИРогово» представлен в круизном дивизионе яхтой Polina Star 2 (Contest 60), под управлением Александра Ежкова. В составе команды четыре ПИРоговца: Александр Ежков, Леонид Макарон, Сергей Маслов, Виталий Кусаков и один ганноверец – Олег Прицкау.
Клуб «ПИРогово» за последние несколько лет немало сделал для парусного спорта не только России, но и всего мира (не побоимся сильных выражений). Переход в составе цвета мирового парусного сообщества - очередное свидетельство серьезности наших намерений стать самым знаменитым и престижным яхт-клубом мира. Кстати, датский Принц Хенрик собирается стать почетным членом, после чего «ПИРогово» можно будет считать королевским яхт-клубом.
Несмотря на то, что до Санта Лучии (конечная точка перехода) примерно 11-14 дней пути через однообразное водное пространство (привет Кевин Костнер), на самом деле, каждый день не похож на другой.
И день старта, когда сам исполнительный директор Федерации парусного спорта России г-н Оскар Конюхов, пришедший проводить нас, произнес прочувственную речь, и красота сотен спинакеров на траверсе Лас Пальмас, и напряжение первой ночи, когда приходилось уворачиваться от шальных яхт, шедших левым галсом, будучи, наверное, в глубокой уверенности, что они одни в океане, и порванный геннакер из-за порыва нереально сильного ветра, и первый попавшийся на крючок голубой марлин – все это знаки того, что скучно не будет, да и однообразно тоже.
Атлантика 24 гр .27 м. с.ш. и 027 гр. 02 м. з.д
Путевые заметки. Часть 2
Не хочется показаться банальным, но есть вещи, не отметить которые нельзя. Ощущение бесконечности водного пространства, бездонность звездного неба, расплав солнца. Ну, какие еще штампы я забыл? Но в том-то и уникальность ситуации, что это правда, и неуд за мастерство меня не пугает.
Готов принять его только от того, кто сделал тоже, что делаем мы сейчас. Кажется со стороны, что это прогулка, но когда сзади нагоняет пятиметровая волна, а паруса рвутся как шпаргалки, и все зависит только от мастерства и хладнокровия команды, все не так очевидно. Уже одна лодка из числа стартовавших затоплена из-за сломанного руля (команда эвакуирована), а остальные растянулись по океану на тысячу миль. Уже рассказаны все анекдоты и съеден свежий хлеб, поймана первая рыба, а океан также бесконечен.
Не знаю, захочу ли я сделать это еще раз, но точно не жалею, что делаю это сейчас. Фотоаппарат берется в руки все реже, хотя однообразие пейзажа компенсируется новыми гранями характеров членов экипажа.
Атлантика N23*39 W029*40
Путевые заметки. Часть 3
Как-то незаметно пролетела первая неделя пути. Каждый день был заполнен так плотно, что события стали наслаиваться. Нужно очень хорошо напрячься, причем всем вместе, чтобы вспомнить, когда стаксель поставили на «бабочку», когда была поймана первая рыба и упущена вторая, когда второй раз отказала гидравлика и скрылись за горизонтом паруса последней яхты-конкурента.
«Непобедимая» армада несется вперед к Карибам. Пассаты делают свое дело, и каждый день отматывает 180-190 м.м., и метка на экране нашего радара все ближе к символическому центру Атлантического океана. Лодки – лидеры гоночного класса, на которых команда находится в условиях галер конечно впереди, но вряд ли им до путевых заметок. Вода за бортом 29.9 гр.ц. и Гольфстрим, урча и похохатывая, гонит этот жар на север к радости Эла Гора.
Ночная вахта, когда ты с товарищем слышишь все тот же шум нагоняющей волны и изучаешь непривычные для нашего глаза созвездия на ночном небе, с которого нестерпимо и бело скалится луна и обрываются вниз пулеметные трассы метеоритов.
Конечно, периодически возникающие авралы с заменой парусов (а как однажды запутался спинакер?! На фото виден обглоданный ветром брас). Не удается забыть, что ты в Океане, и помощи ждать неоткуда. Проникаешься особым уважением к твоим товарищам, которые, не будучи потомственными моряками, уже в зрелом возрасте освоили искусство управления парусом, спокойно и профессионально справляются с нестандартными ситуациями.
Все паруса и лодки в принципе похожи друг на друга, но каждый переход, каждый день и каждая минута особенные, как ветер солнце и волна. Человеческое измерение гонки (а это гонка, каждый в ней хочет прийти на Санта Лючию в первых рядах) наиболее важное. Да не средние века, и даже не середина прошлого века. Да, GPS, да автопилот и гидравлические приводы.
Но под ногами 5 километров бездны (где-то здесь упокоилась американская атомная подлодка Трешшер), до ближайшей точки на суше реактивному самолету лететь несколько часов и расчет только на экипаж, команду, взаимную поддержку и готовность уступить и сделать все для товарища. Вот так бы и на суше. Отправить политиков на пару недель в гонку на маленькой яхте и, глядишь, мир стал бы лучше.
Режим сна и отдыха устоялся, цинга как на шхуне Колумба не грозит. Мы так пропитались чесноком, что неделю после регаты нас будут обходить за версту, а для жен в кармане придется носить несколько долек чеснока. Если они захотят поцеловать нас.
А морской, сугубо яхтенный сленг, по емкости превосходящий китайские иероглифы и сравнимый с русским матом. Попробуй в пылу маневра произнести фразу: «Убери, пожалуйста, грот, а то лодку сильно кидает на ветер» (напомню, что при попутной 3-4 метровой волне это опасно и может привести к брочингу). И звучит короткое, как удар оторванного фала о палубу: «Зарифись!!!».
Можно и в повседневной жизни использовать этот емкий и образный язык. Вместо замечания: «Дорогая, зачем тебе еще одни туфли, если ты ни разу не одела пять пар, купленные на прошлой неделе?» - коротко и ясно : «Зарифись» или «Фардач!» - иди полным курсом, т.е. ни в чем себе не отказывай.
Атлантика 20* 39”N 040*05”W до финиша 1256 м.м.
Путевые заметки. Часть 4
Отступление в виде рассуждений о цвете океана и процентном представительстве.
Клубные пиджаки цвета Dark Navy Blue всегда вызывали мое уважение тем, что я плохо отличал их от таких же черных… И только щурясь на свету, сбоку, да еще на фоне действительно черного становилось видно – да, это другой цвет. О, кто и когда придумал эту окраску? Только теперь я понимаю, что это, безусловно, был человек, который переходил Атлантику. Когда смотришь с борта яхты на воду – диву даешься!
Со всех четырех сторон она разная. Да Blue , но очень разная Blue .От светло-голубого через все оттенки серого до Dark Navy. Да, еще о цветах России, которые в гонке защищают всего четыре лодки, включая нашу... Есть, правда, еще хорватская с наполовину российским экипажем, собранным стараниями Оскара Конюхова. Ничего страшного, но, как говорят в Украине – ты в «приймах» - муж, живущий в квартире родителей жены. Родной конечно, но осадок остается.
Это-то из 225 лодок? Морская держава, которой себя считает Россия, должна быть представлена солиднее. И не государство этим должно заниматься, а обеспеченные россияне. Вместо того чтобы пугать сонных швейцарцев гонками на Ferrari и Bugatti снарядили бы пару-тройку лодок разного класса, посадили бы яхтенную молодежь и профессионалов и укрепили бы престиж страны, а заодно и родителей. И сами могли бы.
Сделал же это знаменитый Полонский три года назад. Смогли же мы, в первую очередь ПИРоговцы, сделать так, что на международных соревнованиях, включая Мировой и Европейский чемпионаты в классе «Дракон», организаторы вводят лимиты для участия российских лодок, так как количество бело-сине–голубых вымпелов достигает трети от общего числа участников.
В начале второй недели мы въехали в первый серьезный шторм, да еще и с грозой. Ночью усиление ветра доходило до 30 узлов, а лодка летела на 17-ти. Вся команда в готовности находилась на палубе, но ничего чрезвычайного не произошло. Утром цвет неба и океана приобрел все оттенки серой жути, которая отразилась на наших лицах… И только далекая радуга (простите, дорогие Стругацкие) отозвалась улыбкой на слегка озабоченных лицах.
Произвели смену парусов, поставили штормовой стаксель и приняли вызов стихии. Кстати, о вызовах. Главный из них – проблема совместимости в малых, изолированных коллективах решена положительно, как я и говорил раньше. А вызову соперников ответ еще будет дан. 32 место для нас не предел. Наш командор и капитан Александр Ежков не любит проигрывать. Да и остальные тоже не из двоечников.
Быт и режим сна и отдыха к сведению родных способствует укреплению тела и духа. О меню и способах приготовления рыбы на борту расскажу в следующих репортажах... Эфир молчит, за десять дней ни одного самолета, ни одного танкера или сухогруза, ни одного шального круизного лайнера. Даже не всплыла ни одна подводная лодка. Так что если кто-то на других планетах смотрит на эту часть океана, не сразу поймет, что на Земле есть цивилизация. Кроме, разве, странной разновидности существ, живущих на плавающих предметах. И мы гордимся принадлежностью к этой разновидности.
Атлантика 18*34’N 047*37’W до финиша 830 м.м.
Путевые заметки. Часть 5
Финишировали первые лодки. Победителем стала яхта Big One (само имя за себя говорит), которая шла под хорватским флагом. Это та лодка, на которой выступал российский экипаж (мы упоминали об этом раньше), так что можно рапортовать!
А уж как мы, ПИРоговцы рады и горды. Одним из «коренных» в этом коллективе был Сергей Бородинов, опытнейший российский яхтсмен, заслуженный мастер спорта (постоянно выступающий за яхт клуб «ПИРогово»). Ура, Сергей!
Одиннадцать дней, восемнадцать часов, тридцать две минуты, двадцать шесть секунд - за такое время пролетели победители 2700 морских миль в условиях полного отсутствия элементарных удобств.
Спортивная лодка этого типа создается специально для трансокеанских гонок, представляя собой голый углепластиковый корпус, набитый десятком наборов кевларовых парусов. Находиться в ней внутри во время удара волн (а в океане это практически постоянно) все равно, что сидеть в барабане, по которому одновременно стучат сотни человек, причем каждый играет свою мелодию.
Словом, спартанцы, по сравнению с экипажем Big One жили в условиях пятизвездочного отеля.
И вот в таких условиях они опередили красавицу Bagheera класса Wally 80 всего на 20 минут. Вот кому обидно. Лидировать одиннадцать дней и проиграть на финише в последние мгновения!
Вот такой яхтенный спорт. Прежде всего, тяжелая работа. Замена парусов, балансируя на грани между ветром и волнами, бесконечная вахта, когда дни и ночи сливаются в сплошную череду однообразных действий, временами весьма опасно: парусный спорт лидирует по числу травм. «Приводить», «К повороту», «Ставь рей», «Убрать спинакер».
И все это ночью, в дождь, при шквальном ветре и сильной качке.
В ночь на воскресенье у нас порвался спинакер, все в строгом соответствии с законом Мэрфи, закон гласит: «Если возможна неприятность, то она обязательно случится». Мы не исключали возможности обрыва пала спинакера, но порвался сам спинакер, и на полном ходу слетел в воду. Немного-немало - 280 квадратных метров прочной ткани грозили обернуть глотку и исчезнуть в пучине. Айвазовский: масло, дакрон, головная боль. Справились, конечно!
Кстати, по мнению Олега Жеребцова, единственного россиянина на равных принимавшего участие на своей лодке в кругосветной гонке Volvo Open, до 80% времени у яхтсменов во время регаты уходит на ремонт снастей и ликвидацию поломок. Ну, так где же журнальный глянец? Где волоокие красавицы, загорающие на баке? Ради чего это? Только ради возможности при случае козырнуть: «Когда я шел через Атлантику…»? Это уже вообще на уровне хрестоматийного «Когда я служил под знаменами герцога Камберлендского…!» Так уж устроен человек.
Каждый считает себя одним единственным в мире. И потому рискует, добавляя соль и перец в размеренное течение будней. Будучи уверенным, что именно с ним ничего не случится. Ну, и где Фоссет? Миллиардер, умница, опытный путешественник, все достижения техники и технологий были к его услугам. Прошел на яхте вокруг Земли, мало ему, в одиночку решил ее облететь. Не удалось.
Так каким же должен быть риск? Как у Конюхова? Как у полусумасшедшей 16-летней австралийки, которую еле тормознули уже после выхода в одиночную кругосветку? Или как у никому неизвестного преподавателя из одного из поволжских городов, который в самом начале перестройки на самодельной шестиметровой лодке!!! Вместе с любовницей (вот это сюжет для романа) перешел Атлантику и был принят в сверх элитный яхт-клуб Нью-Йорка.
Так что, безумству храбрых поем мы славу!
Так и до Дарвиновской премии недалеко. И хотя мы тоже считаем себя особенными (чем же хуже других), риск просчитываем. Стараемся сводить его к минимуму. Хорошо подготовленная лодка, качественное навигационное оборудование, тренированная команда (или хотя бы большинство ее), достаточное количество сменных парусов, спасательные средства и, конечно, устройства для получения пресной воды.
Командор – Александр Ежков слывет человеком и яхтсменом основательным, а Сергей Маслов имеет опыт хождения по Черному и Средиземному морям в таких условиях, когда в качестве навигации одна карта и компас. Что нужно понять, так это то, что соотношение риска и результата будет оптимальным.
Ну, а все-таки, зачем пошли?
Во-первых, не хуже других, во-вторых, потому что у нас у всех есть сыновья. Понимаете? Когда Вы будете читать репортаж, мы, наверное, уже финишируем. И хотя в океане о финале сложно говорить, только закрепившись у причальной стенки, хочется верить, что так оно и будет. Так что, следующий репортаж – в Санта Лючии.
До финиша 70 морских миль.