Итак, я в Москве, спешу поделиться впечатлениями от обучения в школе RYA (Британская Королевская Яхтенная Ассоциация).
Заморочки начались еще в Москве с обратными билетами и вообще с взаимоотношениями с местным агентством. По прибытию оказалось, что вместо обещанной Gib Sea 422 меня разместили на Gib Sea 392. Я плюнул на все и решил не спорить и отдаться на волю волн. На лодке шкипер – англичанин, я и пара из США лет по 30.
Лодка 1991 года, куплена в начале этого сезона, до этого вероятно была в чартере: - нет динги и спасательного плота; - не работают: аксиометр, анемометр, указатель уровня топлива; GPS работал первые два дня; - поправка магнитного компаса порядка 30 град. – это уже не поправка... Пользовались ручным пеленгатором для всех целей. - нет таблицы девиации и диаграммы остойчивости.
Это далеко не полный перечень. Никто не ожидал увидеть здесь Oyster последнего года, но и более старые суда могут и должны содержаться в хорошем состоянии. Перегоревшая лампочка над штурманским столом и отсутствие путевых карт на учебной лодке – это уже раззвездяйство. К слову, Gib Sea 422, на которую я не попал, полная ровесница нашей, но содержится в идеальном состоянии, на каждом кв. сантиметре этой лодки ощущается заботливая рука ее шкипера...
Программа обучения предусматривала пятидневный круиз с утра вторника по воскресенье в составе флотилии учебных и чартерных лодок. Каждый вечер заход в другую марину, ужин, приятный отдых.
Я несколько переоценил свои знания английского, понимал далеко не все объяснения нашего шкипера, плюс его неумение объяснять и его относительная компетентность во всем, что не касается оснастки судна и управления под парусами и двигателем. Любой шаг в сторону от означенных тем приводил к недоумению и очередному спичу на тему, что он не очень хэппи с этой блади компани.
Я нисколько не утрирую. Согласитесь, ну должен же шкипер знать объемы танков своей лодки, радиусы циркуляции, принцип работы второго холодильника, а не просто «фром энджин» и мн. другое. Шкипер учебной лодки, на мой непросвещенный взгляд, кроме прочего должен хорошо знать навигацию. А тут у нас тоже проблемы – радаром пользоваться не умеем, путаем предполагаемое место со счислимым, про крюйс-пеленг ничего не слышали и т.д.
Еще проблема – обучение. Полное отсутствие самостоятельности. Пример. В последний день я – шкипер, халиф на час. Швартуемся к заправке лагом, пространство ограничено но вполне достаточно, ветер отжимной. Предварительно у меня за весь круиз – ни одной швартовки, руление с двигателем только два раза при отработке «человек за бортом» и один раз при постановке на буй на рейде. Знаю, что лодку чувствую плохо, но вроде все продумал, план, так сказать, есть и согласован. Может что-то и не так, но дай же ты мне сделать все самому, пусть и с ошибками, медленно и топорно. Очереди на заправку нет, опасности нет, ветер, повторюсь, отжимной. Ну не авианосец же швартуем. Нет, орет машет крыльями, вырывает руль...
Еще одна особенность нашей лодки – грот с закруткой в мачту. Это очень удобно, если парус новый и не закусывается, но в результате, получив таки DS, я не умею брать рифы, представляю все только в теории. Но зато, нет худа без добра, отлично умею орудовать кухонной деревянной лопаткой, если грот такой конструкции закусило.
Может это все и не столь важно, но не забудьте: лодка учебная и шкипер не просто шкипер, а инструктор...