В октябре 1920 года скульптор леди Шеридан добилась аудиенции Троцкого. Как она вспоминала позднее, пройдя несколько кремлевских кабинетов с секретарями, она вошла в комнату, занимаемую самим Троцким.
Троцкий считался тогда на Западе основным лидером русской революции, Ленин же занимал почетное второе место. Комната, где работал один из идеологов революции, была очень большой, но просто обставленной.
Из-за огромного письменного стола с зеленым сукном встал Троцкий. Он говорил с ней по-французски и помогал Шеридан устраивать необходимые для ее работы вещи. Она лепила бюст Троцкого, а он продолжал свою работу.
Английского скульптора влекла в пост-революционную Москву не только жажда приключений. Сегодня подобное поведение, наверно, уже никого бы не удивляло. Поездка леди Шеридан в красную Россию была гениально придуманным арт-проектом с большой долей оправданного риска. Для того времени шаг был смелый и неожиданный.
Работа затянулась допоздна, и Троцкий предложил отвезти леди Шеридан до гостиницы. Флаговых номеров тогда еще не было, и на мосту автомобиль остановил патруль. Шофер показал документы. Леди Шеридан якобы сказала Троцкому: «Покажитесь солдатам и скажите, кто вы». Троцкий якобы схватил ее за руку и прошептал: «Замолчите». Автомобиль благополучно миновал заставу.
Для арт-экстремала, которым являлась Шеридан, Советская Россия была в тот момент самым интересным местом на планете. Увлеченные фанатики, добившиеся успеха, романтики, уничтожившие за собой все мосты, организаторы красного террора — отличные персонажи для модного скульптора. Вопрос «Ху из мистер Троцкий?» волновал тогда Европу не менее других подобных вопросов, задаваемых время от времени. Шеридан решила разобраться сама.
Закончился этот эксперимент, как и положено хорошо организованному арт-проекту, вполне театрально. Шеридан пишет в своих воспоминаниях: «На прощанье Троцкий сказал: «Если вы, вернувшись в Англию, будете на нас клеветать, то я приеду в Англию...», — но фразу не закончил». Шеридан была напугана. По крайней мере, она так пишет. Почти «Дело Литвиненко»...
Смесь романтики и опасности, да еще при наличии вкуса, как правило, обеспечивает успех. Lady Sheridan — сегодня уже не человек, а пароход, спущенный на воду весной этого года, — старается следовать этому рецепту. Мегаяхты строить сложно.
Технически, но главное — эстетически. Яхтинг (тем более мегаяхтинг) дело лишь на 10 процентов финансовое и на 90 процентов эстетическое. Хороший вкус ничего не стоит, но его отсутствие может обойтись дорого. Целый подвид владельцев больших моторных яхт увлеченно участвует в вечной гонке за самый большой размер корпуса.
Хоть на один фут, но длиннее, чем у соседа, — простой рецепт счастья. Но что делать дальше, когда увеличивать размер корпуса уже некуда? Встает вопрос эстетики, который разные верфи пытаются решать по-разному.
Наблюдать за процессом строительства больших яхт интересно. Когда у архитекторов, дизайнеров и инженеров достаточные бюджеты для реализации своих идей, может получиться что-то хорошее.
Не случайно фанаты сфотографировали корпус Lady Sheridan еще на самой ранней стадии постройки и выложили фотографии в Сети. Тогда этот железный корпус, даже еще не крашенный грунтовкой, казался мрачным. Никогда нельзя угадать — что в итоге получится, как говорится, «на выходе».
Начало ХХ века — модерн. Стиль, который культивировал целостное эстетическое мироощущение, а не копировал эстетику Возрождения. Главная черта модерна — тенденция к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач. Интерьеру уделялось особое внимание. Требовались изысканные живописные эффекты. Модерн был выбран как базовый при постройке этой лодки.
58 метров — не рекорд кораблестроения. Скорее, яхту такого размера можно отнести к категории «мегакомпакт». Но ведь та или иная вещь ценна не в силу своих технических характеристик, а теми чувствами, которые мы испытываем по отношению к ней. А здесь дизайнер верфи, убедивший руководство утвердить именно решение в стиле модерн, оказался абсолютно прав.