Не секрет, что даже в Америке, всегда славящейся самыми низкими ценами на бензин, уже есть категория владельцев катеров, выходящих в море всего несколько раз в год, а остальное время, использующих свои катера и яхты в виде дачи на воде.
Ведь лодочные моторы потребляют топлива намного больше, чем автомобиль.
Что же нам, владельцам катеров делать? Есть ли надежда на улучшение?
Сначала хотелось бы обсудить существующие альтернативы многолитровым бензиновым двигателям.
- Дизельные двигатели. Самые частые запросы при покупке катера или яхты – наличие дизельного двигателя. Действительно хорошая альтернатива: более экономичный, надежный. Правда не лишен недостатков: низкий крутящий момент на малых оборотах, следовательно используется винт меньшего диаметра. Также, при низких оборотах повышено образование конденсата, вследствие недогрева и, как следствие, окисление деталей. На низких оборотах, кроме того ниже давление масла, что тоже уменьшает срок службы двигателя.
- Дизель – электроход или гибрид. Этот тип нам очень хорошо известен. Широко используется в подводных лодках, больших кораблях, тепловозах и грузовиках Белаз. Это сегодня самое перспективное направление. Отличается от чисто электрического катера только наличием дизель генератора.
- Электрические двигатели. Об этом хочется поговорить отдельно.
Так можно ли использовать электрические двигатели на парусных лодках и катерах? Есть ли сегодня промышленные разработки такого типа? К сожалению, ни одно правительство и ни одна крупная компания пока не предоставили реальной информации о таких разработках. Как всегда бывает, это удел небольших компаний и изобретателей. К счастью, такие двигатели существуют, уже испытаны и широко применяются энтузиастами.
Электрические двигатели имеют колоссальное преимущество. Во-первых – большой крутящий момент практически на всех оборотах, значит никакие дополнительные коробки передач не требуются. Движение назад, вперед и торможение осуществляется простым изменением напряжения (как в трамвае).
Во-вторых вращение винта зависит от крутящего момента, а не от мощности, следовательно мощность электродвигателя может быть в разы меньше, чем мощность дизельного двигателя. Например двигатель в 8 квт ( около 10 л/с) сравним по мощности с дизелем 25 – 30 л/с.
Сегодня одним из лидеров по производству морских электрических двигателей является австрийская компания Kräutler Elektromaschinen. На их сайте представлены разные типы двигателей для парусных яхт и моторных катеров.
Есть и американские разработки. Например компания SolidNav представляет оригинальный электрический двигатель для парусных лодок, заменяющих дизель до 24 л/с. По информации разработчика, при 4 батареях, емкостью по 100 а/ч ( 48 вольт) яхта способна двигаться со скоростью в 5.5 узлов до 2 х часов без подзарядки. Чудесная особенность электрических двигателей такого типа возможность регенерации, т.е. при движении под парусами, винт вращает двигатель, который работает как генератор, заряжая батареи.
Есть еще разработки, например компания RE-E-POWER. У них двигатели, устанавливаемые под днищем лодки. В этом случае мощность двигателя может быть даже меньше, так как нет потерь, как с гребным валом. А как быть с батареями? Есть ли сегодня батареи большой емкости, подходящие для таких двигателей? Уже есть. Например, литиумные батареи LiFePO4. Есть и другие, например батареи AGM, емкостью до 245 а/ч по цене почти как обычные автомобильные.