Покупка яхты — большое событие в жизни каждого судовладельца. Чтобы удостовериться, что судно соответствует заявленным характеристикам, необходимо провести серию испытаний. Но что конкретно надо проверять? Мы собрали все рекомендации по приемке яхты в одну инструкцию, которая поможет ничего не забыть.
В приемке яхты есть 3 основных этапа: проверка до спуска, швартовые испытания и ходовые испытания.
До спуска необходимо проверить наличие на борту всего оборудования и отделки, которое указано в договоре: комплекта навигации, генераторов, помп, ходовых огней и прочего.
На швартовых испытаниях проверяем работоспособность оборудования:
- заводим двигателя и проверяем, работает ли газ/реверс
- крутим штурвал и проверяем поворачиваются ли двигатели
- включаем и проверяем навигацию, ищет ли она точку, работают ли карты и т.д.
- поднимаем/опускаем якорную лебедку
- проверяем наличие швартовочного оборудования: уток, концов, кранцев
- проверяем наличие набора ГИМС: спасательных жилетов, огнетушителя и т.д.
- включаем ходовые огни/освещение/музыку/воду в кранах и т.д.
После проверки оборудования у причала начинается серия ходовых испытаний. Обычно они занимают 1-3 дня, чтобы заказчик мог протестировать судно в разных погодных условиях, в том числе в волну и ветер.
На ходовых испытаниях проверяют скоростные и маневренные характеристики судна.
- Проверка скорости.
После обкатки двигателей измеряют фактическую круизную и максимальную скорость судна. Это испытание проводят на гладкой воде. Яхту разгоняют с нуля до максимума, фиксируя скорость на каждой тысяче оборотов.
- Испытания на одном двигателе.
Если у судна два двигателя, то в процессе ходовых один из них выключают и смотрят, как судно идет на одном двигателе. Этот тест позволяет удостовериться, что, если даже с одним из двигателей что-то случиться, лодка спокойно дойдет до берега под вторым.
- Перекладка руля.
На этом испытании капитан на полной скорости резко выкручивает штурвал до упора вправо, а потом до упора влево. Для максимального эффекта перекладка руля сопровождается переходом всех пассажиров на один борт. На катамаранах наблюдать это испытание особенно интересно, потому что благодаря конструкции на двух поплавках даже при перекладки руля крена практически нет.
- Испытания маневренности.
Кроме скорости во время ходовых проверяют маневренность судна: движение вперед/назад, повороты и т.д. На катамаранах мы еще демонстрируем вращение — благодаря двум двигателям на поплавках судно может разворачиваться вокруг собственной оси.
Привлекаем внимание, что испытания проводятся не для субъективной оценки хорошо/плохо, а для сверки фактического состояния судна с конкретными данными, которые указаны в договоре постройки или покупки.