О том, чем яхты отличаются от автомобилей, какие новые технологии, гаджеты и хитрости используют верфи, что сегодня предпочитают русские покупатели, мы беседуем с Маратом Урусовым, яхтенным брокером и директором российского представительства компании IYC.
Вы в яхтенный бизнес пришли в 2014 году из Bentley. Cложно ли было перестроиться с продажи автомобилей на яхты?
Было не очень сложно, хотя это совершенно другой бизнес. Для меня данный шаг стал новым направлением в карьере, которое кардинально отличалось от предыдущего опыта. Больших потрясений не случилось, поскольку на протяжении длительного времени мне приходилось работать с самыми взыскательными клиентами.
По роду деятельности в люксовом автобизнесе я общался с клиентами и владельцами Bentley, Rolls-Royce, Ferrari, Lamborghini, Maserati. В гараже у тех, кто покупал Бентли, как правило, не одна машина.
Перейдя в новую отрасль, я увидел много знакомых лиц. Поскольку яхта имеет мало общего с автомобилем, первое время пришлось углубиться в изучение особенностей самого продукта. Я ранее проводил время на яхтах моих клиентов и друзей, но тогда я не смотрел на них как на сферу своей деятельности.
Знаю, что вы успешный брокер, и за столь небольшой период в бизнесе на вашем счету порядочное количество серьезных сделок. Какая сделка для вас стала значимой?
Самой значимой сделкой для меня является самая крупная. Это продажа 52-метровой яхты Sanlorenzo моему клиенту год назад, когда я работал еще в другой компании. Кстати, эту яхту в апреле 2018 спускают на воду и передают счастливому клиенту, с которым у меня очень теплые и дружественные отношения.
Почему Sanlorenzo и в чем особенность этой лодки? Каковы были пожелания покупателя по яхте, его требования, предпочтения?
Покупатель искал большую яхту хорошего производителя. Я знал, что на верфи Sanlorenzo в строительстве был свободный корпус 52 метра. Учитывая потребности моего клиента, я понимал, что этот вариант ему наилучшим образом подходит, в том числе с точки зрения индивидуализации. Наиболее важным для покупателя был срок производства, и Sanlorenzo декларировал 14 месяцев с момента подписания контракта. Sanlorenzo 52 Steel - одна из последних инновационных моделей верфи и самая габаритная из когда-либо на ней построенных. Это второй 52-метровый корпус судоверфи. Одна из уникальных опций – 8 метровый затопляемый гараж для тендера, который может заплывать в него самостоятельно по воде. Этот же гараж одновременно конвертируется в бич-клаб при откидывании платформы. До 2013 года внедрить такую конструкцию удавалось на яхтах длиной более 75 метров. Впервые затопляемый гараж на 60-метровой яхте CRN был показан широкой публике на выставке в Монако в 2014 году, сегодня появилась возможность аналоги создавать на яхтах еще меньшего размера.
Насколько верфь лояльна к внесению изменений на уже строящейся яхте? Ведь корпус уже был готов?
Были особые моменты в производстве. Поскольку владелец обладает высоким ростом, инженерам Sanlorenzo пришлось изменить планировку и увеличить потолки до максимально конструктивно возможных – 2.1 метра.
В мастер-каюте вместо откидывающегося по проекту балкона, для естественной вентиляции воздуха предполагалось заменить на так называемые opening windows – где фактически вся стена с окнами открывается и отъезжает вверх, создавая снаружи эффект поднятых крыльев, что не было предусмотрено в первоначальной конструкции яхты. На сандеке должна была быть установлена система орошения и охлаждения воздуха для эксплуатации в жарком климате.
У клиента были очень высокие требования в части шумоизоляции, комфорта и уменьшения токсичности выхлопных газов, и судно должно было соответствовать требованиям ABS класса ACCU, HAB+ и в особенности COMF+(Y), Такие задачи посильны только верфям очень высокой категории, как правило, при строительстве яхт еще большего размера. Тем самым, он поставил перед Sanlorenzo весьма амбициозные задачи.
В чем сегодня популярность 50-метровых яхт? Каковы тенденции в лодках размера 50-55 метров?
Дело в том, что 50 метров – это практически максимальный размер, при котором производители могут помещаться в 499 GT (гросс тонн). При превышении общей валовой вместимости в 500 GT, значительно увеличиваются производственные и эксплуатационные расходы.
Верфь Feadship, например, специально сделает 501 GT для того, чтобы показать, что они строят яхту под более высокие требования. Специфические технологии помогают технически уменьшить количество гросс тонн, так, например, зона тендера и бич-клаба у Sanlorenzo SL52 имеют решетки и не закрыты, и по факту данная зона не учитывается при расчете гросс тоннажа. Открытые места и площади гросс тоннажем не считаются, но для современных владельцев такие зоны отдыха являются значимыми. Многие производители в этом сегменте стараются строить яхты до 500 гросс тонн. С точки зрения маркетинга они продают 52 метра, а с точки зрения затрат будет 45.
Много ли на сегодняшний день готовых или почти готовых корпусов в размере 45-55 м на европейских верфях?
Срок производства для клиентов во многих случаях является критичным. Сегодня появляются новые группы клиентов, так называемых Ultra High Net Worth Individuals (UHNWI) - очень обеспеченных людей (как пример - заработавших очень быстро на криптовалюте, IT технологиях), которые могут себе позволить такое приобретение, не обладая предыдущим опытом владения яхтой. Поэтому стабильные верфи самостоятельно за свой счет закладывают корпуса (с двигателями и надстройкой) и ждут покупателя.
Клиентов вполне устраивает этот корпус, нет необходимости разрабатывать новые чертежи и ждать. Рынок динамичный, и конкуренция очень большая, идет борьба за сокращение сроков производства, и при этом сохраняются права индивидуализации яхты.
Почему русские предпочитают европейские верфи? Закрыт ли для нас, например, американский рынок? Или австралийский? Там тоже строят хорошие суперяхты.
Русские традиционно предпочитают европейские верфи, и на сегодняшний день они являются лидирующими. В Европе сосредоточена основная масса высококлассных верфей, это страны, где исторически мореходство и судостроение являлись основными видами деятельности, жизненно важными для страны. За счет большой конкуренции на европейском рынке у покупателя есть возможность выбрать высококачественные продукты по приемлемой цене, под любой карман – как дорогие (немецкие, голландские), так и менее дорогие - итальянские. Добавим к этому, что на рынок активно выходит Турция. Кроме то, наши клиенты используют свои яхты в Европе, в особенности на Средиземноморье, и яхты конструктивно делают для региона, где предполагается их эксплуатация.
Как вы видите в целом русский рынок на ближайший год-два? Ведь известно, что рынок изменился.
Безусловно общая экономическая ситуация влияет на покупателей яхт. Как и во всех сферах жизнедеятельности. Скорее всего из-за нестабильности как экономической, так и геополитической владельцы не торопятся с новой покупкой. Я рассматриваю эту ситуацию как временную, и считаю, что однозначно яхтенный бизнес в целом будет расти для русского клиента. Технологии не стоят на месте, а в судостроении это очень сильно заметно, мы видим постоянное внедрение современных гаджетов на борту частной яхты, и они становятся более «дружелюбными» - ближе к потребителю. Навигационное оборудование, системы успокоения качки, простота управления привлекают в эту индустрию все больше клиентов. 70% земного шара – это вода, и яхта становится все желаннее, а современные технологии предоставляют возможность это использовать. Разрабатываются специальные навигационные приложения для смартфонов и планшетов для оперативного информирования положения яхты в море, а благодаря специализированным программам, например, на iPad можно контролировать свет и климат в каютах, закрытие и открытие окон и дверей, управлять кинотеатром, развлекательными и компьютерными системами, а так же вызывать к себе команду и обслуживающий персонал. По сути, производители идут на поводу у клиентов, когда зачастую даже сам владелец яхты (если мы не говорим о больших размерах) может управлять ей.
Если говорить о чартере, то отдых на чартерной яхте превратился по сути в альтернативу хорошему туристическому отдыху, и цены становятся доступными. Сейчас наблюдается характерная тенденция в сторону увеличения спроса на чартер со стороны русских клиентов.
Автор: Иванова Ирина, специально для YachtsWorld.ru
Известная верфь Feadship спустила на воду свою новую моторную яхту Moonrise длиной 99.99 м.
Дизайн интерьеров отличается утонченным элегантным минималистичным стилем, автором которого является бюро Rémi Tessier Design.
На моторной яхте Moonrise смогут с комфортом разместиться 16 человек. Экипаж яхты составит 32 человека.
Bluegame BGX70 станет самой большой в гамме моторных яхт верфи Sanlorenzo.
Проект этой яхты - результат совместной работы Люка Сантелла (Luca Santella), менеджера по дизайну и стратегии верфи Bluegame, и компании Zuccon International Project. Конструкция корпуса, как и предыдущих моделей верфи, является работой Лу Кодега (Lou Codega).
Продолжая свое многолетнее сотрудничество с миром искусства, итальянская верфь Sanlorenzo, признанный законодатель моды в яхтинге, доверила Патриции Уркиоле дизайн интерьера новой яхты SD96.
Способность воспринимать новые идеи, сохраняя при этом верность своему наследию, смелость выходить за обыденные пределы, когда дело доходит до инновационных решений – все это побудило Sanlorenzo начать новое интересное партнерство. Продолжая идти по пути, связывающим верфь с миром дизайна, компания поручила Патрисии Уркиоле, которая входит в плеяду первых дизайнеров планеты, создание интерьера для новой яхты Sanlorenzo - SD96.
Sanlorenzo, одна из самых известных итальянских верфей в мире по производству яхт и суперъяхт, уже в третий раз станет участницей недели дизайна, проходящей в Милане. Верфь представит инсталляцию под названием «From Shipyard To Courtyard», которая будет создана в рамках выставки «Interni Human Spaces» в Миланском государственном университете.