Суперяхтами принято считать суда длиной от 100 футов, и новая Mulder 98 Flybridge без оговорок попадает в элитный класс.
Не прошло и полгода, как мне снова довелось оказаться на голландской верфи Mulder, расположенной на окраине города Лейдена, почти на равном удалении от Амстердама, Роттердама и Гааги.
Дело в том, что к сентябрьской выставке HISWA te water верфь завершила строительство 30-метровой яхты Mulder 98 Flybridge и после премьерного показа пригласила журналистов на тест. Однако, прежде чем перенестись вместе с читателем на борт Mulder 98 Flybridge, необходимо сказать несколько слов обо всей линейке флайбриджных яхт бренда. Первая такая лодка в стальном корпусе и с алюминиевой надстройкой длиной 19 метров сошла со стапелей верфи в 1992 году.
Для того времени это было значительное достижение, и позже голландцы стали предлагать суда, целиком выполненные из легкого сплава, для увеличения максимальной скорости. Всего через несколько лет, в 1998 году, на амстердамском боат-шоу 22-метровая модель получила престижную награду «Лучшая яхта». Современные производственные мощности Mulder позволяют строить суда длиной 15–45 метров, и верфь уделяет развитию линейки крупных экспедиционных судов много сил и внимания.
Дизайн
Итак, мы в Гааге и готовимся выйти в море на новенькой Mulder 98 Flybridge. Песчаное побережье в погожий осенний день выглядело непривычно безлюдным, зато на борту было не протолкнуться. Сотрудники верфи, журналисты, дизайнеры, дилеры общим числом более двадцати рассыпались по палубам, стремясь занять лучшую позицию для предстоящей прогулки. Споров за «место под солнцем» не возникло, ибо его хватало всем — в этом отношении полезная площадь палуб Mulder 98 Fly, как и их планировка, заслуживают объективной похвалы.
Я даже склонен считать салон и флайбридж слишком свободными и добавил бы мебели, поскольку сейчас там хоть национальный танец De Zevensprong («Семь прыжков») исполняй. Господство свободного пространства также подчеркивают строгие минималистские интерьеры работы Omega Architects. Эта весьма востребованная в индустрии суперяхт студия оформила уже четыре проекта Mulder и продолжает плодотворное сотрудничество с верфью.
Cинтез классики и современности создает особый стиль
Экстерьер и конструкцию Mulder 98 Flybridge создавали не менее признанные специалисты из Guido de Groot Design и Ginton Naval Architects. В части привлечения сторонних дизайнеров семейная верфь не является консерватором, а ее руководитель Дик Малдер стремится максимально качественно выполнить любой проект, учитывая все пожелания заказчика. Все крупные яхты Mulder обладают хорошо узнаваемым обликом, и 98 Flybridge не исключение.
Ее внешность точнее всего можно описать словосочетанием «современная классика». Ритмический повтор одинаковых элементов, гармония горизонтальных и наклонных линий, отсутствие чужеродных деталей — все это составляет экстерьер, внушающий спокойствие и уверенность. Даже у матерых дизайнеров не всегда получается добиться гармонии с первого раза: иногда они неделями бьются над единственным элементом, который разрушает общую картину, но когда решение найдено, дизайн становится близким к идеальному.
Это решение не только повышает КПД, но также обеспечивает снижение шума на несколько децибел за счет смягчения вибрации. Добавьте к этому интенсивное полиуретановое запенивание конструкций для поглощения структурного шума, а также толстые шумоизоляционные щиты (более 20 см!) — и получите очень сильный козырь Mulder 98 Flybridge — тишину, которую на полном ходу нарушает лишь плеск волн и беседа пассажиров.
Интересно, что верфь предлагает как опцию дополнительную шумоизоляцию тем, кому этот момент особенно важен. Чтобы повысить комфорт в море, на яхте установлены гироскопические стабилизаторы Seakeeper, хотя верфь оставляет за клиентом право выбрать «плавники» Naiad Dynamic. На тесте мы попытались проверить работу гироскопов, но, к сожалению, нам не хватило времени дождаться полного раскручивания роторов. Однако по ощущениям было понятно, что достаточно высокое судно и само по себе обладает хорошей остойчивостью без искусственного занижения центра тяжести с помощью балласта.
На борту
На приличном удалении от берега высота волн достигала метра, и брызгоотбойники Mulder 98 работали без перерыва. Корпус с острыми ватерлиниями в носу мягко резал воду, а борта с широким развалом (так называемый «голландский тюльпан») не позволяли особо сильным потокам воды заливать палубу, хотя подхваченные ветром фонтанчики время от времени все же долетали до флайбриджа.
Зоны отдыха в носовой части и кокпите оставались сухими, но пляжный сезон уже миновал, поэтому пассажиры укрывались в салоне или толпились в рубке, чтобы понаблюдать за работой капитана. К слову сказать, тот ловко справлялся с яхтой как в открытом море, так и в тесной марине, где наш «великан» оказался чуть ли не единственным среди армады парусных «лилипутов».
Управлять Mulder 98 несложно: приборная консоль также является синтезом прошлого и будущего — она демонстрирует классический корабельный штурвал солидного диаметра, привычные рукоятки двигателей и манипуляторы носового и кормового подруливающих устройств наряду с набором многофункциональных дисплеев. На наших глазах капитан ювелирно втиснул яхту на «парковочное» место, правда, с помощью камер в кокпите и одного из матросов. В плане обитаемости Mulder 98 Fly отлично подходит для океанских вояжей: просторные, но не чрезмерно большие каюты со встроенными санузлами обеспечивают гостям должный комфорт.
На яхте присутствует мощная система кондиционирования воздуха с обратным циклом; она совмещена с отоплением и обеспечивает климат-контроль в салоне и каждой из четырех гостевых кают (в точности как на самых крупных судах). Кстати, яхты Mulder традиционно лишены гаража, поскольку и конструкторы, и заказчики, выбравшие верфь, полагают, что при такой длине они отнимают полезный объем. Хранить тендер и водные игрушки предлагается на удобной кормовой платформе, а во время долгих переходов поднимать их на флайбридж с помощью крана (грузоподъемность 600 кг). Позиция понятная и оправданная, особенно для яхт длиной менее 30 м, а вместо гаража в кормовой части Mulder 98 Fly оборудованы жилые помещения экипажа.
Вердикт
«Построить классическую океанскую яхту с новейшей технической начинкой не так уж дорого, — поясняет Андрей Ломакин, CEO компании West Nautical, которая является официальным представителем Mulder в России. — В этом отношении голландская верфь является лучшим партнером: она максимально эффективна в плане персонала, поставщиков оборудования и субподрядчиков, большая часть которых находится в радиусе двух часов от Лейдена, а также обладает колоссальным опытом строительства морских судов, например, на класс Ллойда».
В плане обитаемости яхта отлично подходит для океанских вояжей
Кроме качества, Mulder может похвастаться и расторопностью: на производство корпуса 30-метровой яхты из легкого сплава уходит 8–10 месяцев (сварку выполняют субподрядчики), а установка оборудования и монтаж интерьеров занимают еще год, хотя верфь, обладающая собственным мебельным производством, может уложиться и в 10 месяцев, если заказчик не будет вносить изменения в процессе. В настоящее время на Mulder заканчивается строительство уникальной яхты Mulder 94 Voyager, которая сойдет на воду в преддверии грядущего сезона. Ее тест, о котором мы вам обязательно расскажем, еще впереди.
Возможно, кому-то описание Mulder 98 Flybridge покажется излишне техническим, но спустя некоторое время после покупки таких яхт самым важным в них оказываются именно красивые инженерные решения, а не количество пуфиков из кожи вомбата в салоне. Наше знакомство с яхтой показало, что она способна покорять океаны и дарить своим владельцам счастье быть мореплавателями. А это качество с годами не обесценивается!
Элегантный дизайн 94 Voyager спроектирован корифеями индустрии Omega Architects и Vripack. 29-метровая яхта была спущена на воду в мае 2015 года с верфи Mulder в Zoeterwoude-Rijndijk. Идейным вдохновителем проекта постройки выступила West Nautical Group.
Совсем скоро состоится спуск на воду 28,5-метровой стальной яхты Mulder 94 Voyager голландской верфи Mulder Shipyard. Непосредственно после этого начнутся мореходные испытания, после которых яхта вернется на верфь в ожидании будущего владельца.
На голландской верфи Mulder очень скоро будет готова к спуску на воду полуводоизмещающая среднеразмерная суперяхта Mulder 94 Voyager. Согласно ожиданиям, она будет вне конкуренции в своем классе по соотношению цены и качества.