Одни из главных задач "Синергии" – не только получить удовольствие от моря и ветра, но и разрушить стереотип о недоступности вида спорта, рассказал Лебедев сразу после окончания чемпионата мира в акватории испанского острова Лансароте.
- "Синергия" завершила сезон в классе яхт RC44 очень успешно: команда стала вице-чемпионом мира в матч-рейсе и заняла второе место по итогам сезона в гонках флота. Довольны результатом?
- Конечно. Так высоко в гонках флота по итогам всего сезона мы еще не поднимались. На достижение этого результата ушел целый год, по ходу которого было много волнений и испытаний. В итоге мы оказались впереди многих великих спортсменов. Хотя, конечно, в регате на Лансароте мы рассчитывали занять место выше четвертого. Чувствовали, что находимся в хорошей форме, что можем претендовать на хороший результат и такая задача ставилась. Но все-таки в этом виде спорта не все зависит от тебя, многое значит везение. Например, по ходу одной из пятничных гонок мы шли на первом месте, но внезапно настал полный штиль и старт был отменен. Кто знает, на каком месте мы бы были, не случись этого. Однако в целом "Синергия" постоянно прогрессирует: команда показывает хорошие стабильные результаты, что есть признак мастерства. Это приятно и позволяет надеяться на будущий прогресс.
- Каковы планы команды на следуюший сезон?
- Они практически не будут отличаться от этого года – самые высокие места. Но теперь у нас будет намного больше уверенности, ведь в этом сезоне мы совершили очень серьезный рывок. Хотя тренироваться мне, как рулевому, надо больше.
- Вы мало тренируетесь?
- По сравнению с владельцами других команд мало – работа не позволяет. Остальные ребята в нашем экипаже – профессиональные спортсмены и свою работу выполняют блестяще. Безусловно, мы с Валентином /Валентином Завадниковым – совладельцем команды и рулевым – Прим. ИТАР-ТАСС/, хотя и являемся непрофессиональными рулевыми, делаем все, чтобы не подводить команду, стараясь соответствовать общему высокому уровню. Потому и первые места в гонках мы стали занимать чаще, да и восприниматься они стали по-другому. Раньше был сплошной восторг от осознания своего умения, а сейчас относимся спокойнее.
- В этом году "Синергию" перестали воспринимать как выскочку. Ваша команда стала постоянным фаворитом.
- Особенно приятно, что "Синергия" – почти на сто процентов российская команда, выступающая под российским флагом. В нашем экипаже один американец – великий, блестящий тактик Эд Берд, а все остальные – наши ребята.
- До прихода в "Синергию" у вас же не было ровно никакого опыта руления яхтой?
- Да, не было. Я пришел в команду в 2011 году и на тот момент у меня был лишь небольшой опыт в качестве матроса на катамаране во времена учебы в Московском институте химического машиностроения. Но возможно именно благодаря тому опыту 35 лет спустя я вновь встал под парус. Любовь к морю, ветру деться никуда не может. Вообще, из всех стихий именно ветер мне больше всего по душе.
- Как оцените свой прогресс в качестве рулевого? Уже почувствовали глубинные механизмы?
- Да, конечно. С каждой гонкой становится все лучше. Понимание уже есть, но в следующем году надо будет все-таки больше поэкспериментировать на тренировках. Тем не менее, в гонках ошибок уже почти нет, а если случаются неудачи, они происходят из-за другого: неправильно выбранной позиции, тактических нюансов, погодных условий, да и просто везения. Хотя много раз случалось, что по ходу гонок мы отыгрывали позиции, с последних мест продвигаясь в начало флота. Это говорит о том, что мы что-то да умеем.
- Состав команды претерпит изменения в грядущем сезоне?
- Мы настолько довольны нынешним составом, что я надеюсь на отсутствие перестановок. Хотя накануне чемпионата мира случилась неприятность, когда травму спины получил Антон Сергеев. И нам повезло – мы нашли прекрасного парня из Швейцарии Криса Раста. Причем делать это пришлось уже здесь, на Лансароте. К нашему счастью, он оказался очень хорошим человеком, вписался в команду и пришелся ей по душе, что очень важно. Хотя опасность была критической – ведь позиция триммера является ключевой. Скажу честно, что когда я сюда летел, то откровенно боялся, что не смогу с ним нормально общаться, а ведь на лодке коммуникация, обмен информацией идет постоянно. Но с этой точки зрения все прошло отлично.
- Насколько тяжело принимать участие в регате с физической и моральной точек зрения?
- Очень тяжело, потому что ты не можешь себе позволить расслабиться ни на секунду. Еще бывает тяжело в безветренную погоду, когда ты можешь целый день в жару провести на воде и ждать, ждать, ждать. В этом смысле мы находимся в плену у тех, кто нас принимает. Мы же не можем сами выбирать места, где бы мы хотели гоняться. Вообще очень обидно, что у нас в стране не проходит соревнований подобного уровня. Причем все согласны, что это было бы здорово, а мы своими результатами подтвердили, что Россия заслуживает таких гонок.
- Почему так происходит в стране с самой длинной береговой линией?
- Ни у кого нет особого желания этим заниматься. Почти никто в России не ощущает себя моряком, хотя исторически наша страна – великая морская держава в том плане, что российские яхтсмены на всех уровнях показывают хорошие результаты. Но внимания уделяется ровно столько, чтобы достичь минимального результата. Для массовости ничего не делается.
- Как можно ситуацию изменить?
- Без лишнего пафоса скажу, что "Синергия" делает все для популяризации парусного спорта. И это не поза, а искреннее желание послужить примером для других. Например, у нас была хорошая идея способствовать открытию спортивных клубов хотя бы в морских училищах. Ведь наш спорт необыкновенный. Он дает ощущение красоты жизни, создает стремление к открытиям, открывает дорогу к чему-то очень доброму и светлому. Море воспитывает характер, делает тебя лучше.
- Наверняка широкие слои населения боятся больших трат, потому даже и не смотрят в сторону моря.
- Да это совершенно не так! Я же говорю не про класс RC44, он довольно дорогой, а вообще про парусный спорт. Есть масса совершенно доступных классов. Они требуют гораздо большей физической отдачи и могут быть как раз интересны для молодых людей. Не надо бояться паруса. Хотя, конечно, я сам думал, что это очень сложно. Если бы три года назад я случайно по телевизору не увидел, как мой коллега по Совету Федерации Валентин Завадников занимается парусным спортом, я бы сам никогда не решился. Только кажется, что это очень сложно, что надо куда-то встраиваться, в некую новую систему: все так незнакомо, таинственно, но стоит сделать первый шаг и вам откроется новый, удивительный мир. У нас есть огромное желание заразить этим людей.
- Во сколько обходится содержание "Синергии"?
- Это не секрет, мы уже не раз про это говорили открыто. Давайте скажу так: зарплата одного среднего футболиста гораздо, значительно больше суммы, уходящей на содержание целой профессиональной парусной команды, где основные траты приходятся на матчасть.