- Михаил Ильич, не секрет, что в нашем городе сильный недостаток места для яхтенных стоянок, не хватает марин. Скажите, планируется ли строительство новых марин в городе и крае?- Есть такие мысли и такое желание у людей. Надеюсь, сейчас, когда закончится саммит - начнется осмысление всего, что было сделано в городе и крае, и что нужно делать дальше, чтобы наш прекрасный город стал одним из центров развития Азиатско-Тихоокеанского региона. Что касается конкретных деталей – во-первых, есть глобальный проект, который внесен в целевую правительственную программу строительства спортивных сооружений – это постройка гребного канала с перегораживанием большим молом от мыса Бурного до мыса Кунгасного, с созданием гребного стадиона олимпийского класса. Гребной канал длиной 500-1000 метров позволит проводить тренировки и соревнования по трём олимпийским дисциплинам, с отличным обзором всей дистанции с берега.
Внутри этого глобального сооружения планируются 2 марины. Одну, яхт-клуб «Аквамарин», планируют строить наши соседи по территории – отсыпать часть берега, чтобы площадь марины была больше, и при этом конечно строительство мола. И наш проект, который состоит не просто в перегораживании бухты Федорова и всё, но в создании полноценной марины, которая позволила бы не только размещать владельцам плавсредства практически в центре города, но и развивать морской туризм. С туризмом пока всё очень сложно – мешает не только отсутствие необходимой инфраструктуры, но и отсутствие законов, по которым суда под иностранным флагом могут нормально ходить по территориальным водам России.
- Но недавно же были приняты соответствующие законы?
- Да, и за 4 последних года была проделана очень большая работа, в том числе и с моим участием, и с участием всей Федерации парусного спорта России, мы все продвигали этот закон как могли. И вот открыли внутренние водные пути, определили 40 портов для захода спортивных и круизных яхт – но это внутренние порты. На Дальнем Востоке, к примеру, такими портами являются Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и Якутск, и всё.
- То есть Владивосток туда не попал?
- Да, мы туда не попали. Кстати, и олимпийский Сочи тоже не попал. Потому что в законе речь идет о плавании по внутренним водным путям. И сейчас идёт следующий этап работы – прописать в законе также возможность ходить и иностранным судам по российским территориальным водам на всё время их визы, под своим территориальным флагом. Эта возможность в законе пока не обозначена.
Причем раньше было проще – по нашему предложению приходили на гонки яхты из Кореи, Японии, мы оказывали визовую поддержку, и они принимали участие в соревнованиях. Но с 2006 года ситуация резко изменилась, и сейчас иностранная яхта, конечно, может прийти и оформить визу – но стоять она может только на первом причале ВМТП, и нигде больше. Причем это такое общее для всех место – и я там оформляюсь, выходя в зарубежное плавание – а это, кстати, нарушение всех норм безопасности; там же, где порой стоит гигантская «Принцесса», там становятся и гоночные яхты с высотой борта меньше метра, пирс к этому совершенно не приспособлен (его высота 2,5 м). Мало того, лодку приходится постоянно одерживать, потому что любая волна от проходящего буксира её швыряет, а при южном и юго-восточном ветре вообще стоять невозможно. То есть пирс не приспособлен для гоночных и круизных яхт – но по закону они могут стоять только там, и нигде иначе. Мы даже 2 года назад пытались судиться с погрануправлением – пришли 2 яхты из Таиланда на бот-шоу, к ним был большой интерес, были потенциальные покупатели, разумеется, было выделено и место в нашей марине – но нет, под иностранным флагом можно стоять только здесь, на первом причале.
Потому мы и пригласить теперь никого не можем из зарубежных яхтсменов на соревнования – яхта просто не может никуда уйти с этого пирса. Полный бред, причём по всей стране – в Питере, в Сочи – везде так. Потому и о новых маринах можно говорить серьёзно только после решения этой проблемы, - тогда будет действительно видно, что деньги инвестируются не просто так, а именно в развитие международного водного туризма и водных видов спорта.
Так что есть желание строить марины, но для этого нужны определенные законы. Вот, например, есть ещё один проект, в районе мыса Кунгасный, довольно большой, на 120 миллионов долларов, есть инвесторы – и после саммита будем снова обсуждать этот проект с губернатором.
- А городские, краевые власти вам как-то помогают?
- В чем, в постройке марин? Вопрос сложный. Вот с торговым центром – там всё понятно, технология отработанная, срок окупаемости небольшой – 2,5-3 года. Все участники процесса представляют, на что они идут, какие там будут риски. А гидротехнические сооружения – они многократно дороже, там так быстро технологии не меняются, как в обычном строительстве, потому и срок окупаемости у них гораздо дольше. Марина на 1000 мест в лучшем случае окупится через 7-8 лет, то есть это долгосрочный бизнес, а в нашей стране всякий долгосрочный бизнес - рискованный. Мало того: город сам не может построить марину, денег на это нет – но и инвестору, который намерен строить не очередной торговый центр, которых уже куча, а социально-культурный спортивный объект, - так вот, город по нашим законам выставит ему огромные суммы за аренду земли и вся инвестиционная привлекательность теряет смысл.
- То есть с вами разговаривают сугубо на коммерческой основе?
- Конечно, никаких послаблений в этом смысле нет. Землю дают по коммерческим расценкам, без разницы, что это – социально значимый объект или обычное предприятие, которое создано только для получения прибыли. И потому люди, желающие иметь гарантии того, что они как минимум вернут свои деньги – они не вкладывают средства в эти проекты. Но то, что потребность в маринах, в соответствующей инфраструктуре возрастает с каждым годом – это видят уже все, и власти тоже. И я надеюсь, что после саммита диалог пойдет намного быстрее. Сейчас, конечно, всем некогда этим заниматься.
- А каков потенциал для постройки марин? Сколько места ещё нужно городу для катеров и яхт? И, кстати, хватит ли места для отдыха всем, кто обзаведется катером или яхтой? Тот же остров Русский уже довольно плотно «заставлен»…
- Для удовлетворения спроса количество мест в маринах нужно увеличить раз в 5. Сейчас многие люди не покупают катер или яхту по одной простой причине – некуда ставить. Раньше не понимали этой простой вещи, звонили уже после покупки: «Слушай, я тут катер купил, куда его поставить?». Говорю, что не знаю, везде забито, и у меня сантиметра свободного нет. Теперь уже просто так не покупают, не подумав. Но очень много людей готовы купить и содержать какое-то плавсредство, пусть у нас и сезон только с мая по октябрь – всё равно готовы, но инфраструктуры нет. Катер же не поставишь в какой-нибудь склад, чтобы его постоянно возить оттуда летом на море.
Что касается места – я на эту тему сильно не размышлял, мы ведь гонщики, на берег на яхте вообще практически не выходим. Но на том же Русском места ещё достаточно, там нет такого, чтобы люди в очередь становились и друг друга отталкивали для того, чтобы в воде окунуться, и если грамотно подойти к этому вопросу – то места и дальше всем хватит. Тут вопрос в другом – в культуре поведения. У нас же как – куча мусора везде, стекло, бутылки; мы в море никогда за борт ничего не выбросим, всё с собой возим и потом на берегу утилизуем, - а тут приехали на лоно природы, и потом берег весь загажен. И людей не волнует, что они приедут сюда же через неделю, и будут на этом замусоренном берегу опять отдыхать. Город же не может всё побережье заставить баками для мусора, ну так давайте сами не будем бросать мусор повсюду. Чисто не там, где дворники хорошо метут, а там, где люди не мусорят.
А побережья нам хватит – большинство островов вообще необжитые. Конечно, не так много удобных мест для стоянки – но я думаю, что если давать людям возможность развивать это направление, то всё наладится. В районе Старка, Воеводе, Рынде места ещё достаточно, можно давать в аренду под стоянки – только не надо за это драть три шкуры, надо понимать, что это сезонный бизнес, и арендатор должен на что-то убирать территорию, содержать ее в порядке. Город всё равно не в состоянии этим заниматься, так надо разумно и подходить к вопросу.
- Скажите, о чем ещё, кроме недостатка мест для стоянки, надо задуматься начинающему яхто- или катеровладельцу?
- В первую очередь о безопасности на воде. К тому же если на акватории после постройки марин появится и огромное количество маломерного флота – это уже почти как автомобильная дорога будет. Да и сейчас, иной раз выйдешь – их там десятки, несутся, причем некоторые то ли всё давно забыли, что они учили на курсах судоводителей, то ли и не знали никогда – не понимают, какими бортами надо расходиться, кто кому дорогу уступает… Скорости нешуточные, до 30 узлов, и ведь ему ещё надо обязательно пройти у парусной яхты по носу, создать волну – а по правилам он должен уступить дорогу парусному судну. Хорошо, что сейчас ГИМС, Государственная инспекция маломерного флота, снабжается плавсредствами, гавань им улучшили – и это, конечно, хорошо будет сказывается на безопасности на воде.
- Чего ещё не хватает городу, кроме собственно водных стоянок? Мест для ремонта, заправочных станций?
- Конечно, и этого всего не хватает. Глобальных, централизованных мест обслуживания здесь пока нет, в каждой марине свои способы. У нас, например, бензовоз приезжает с топливом; на Первой Речке, на нефтебазе, есть нормальный заправочный пирс, там бензином и дизтопливом можно заправиться. Ремонтная бригада у нас есть – это не наши работники, я им место бесплатно предоставляю, а они за это яхт-клубу зимой детские лодки ремонтируют, тоже бесплатно, только материалами их снабжаем. Дизелисты тоже есть рядом, всегда можно отремонтировать двигатель.
Но, конечно, нормальной инфраструктуры нет, и это в первую очередь по экономическим причинам. Мне предлагали вместо бензовоза устроить плавзаправку – но на 120 единиц стоящей здесь техники это невыгодно, тем более что там очень большие требования от природоохранного законодательства. Но будет стоять в марине 500-600 плавсредств, будет себя окупать и ремонтная база, и заправка. Хотя у нас все сами умельцы – ему предлагаешь, чтобы профессионалы всё сделали – нет, он сам всё умеет; это тоже не даёт пока развернуться толком по настоящему и ремонту, и сервису.
Однако подвижки есть – допустим, вот чехлы на зимовку. Первые из них появились здесь 4 или 5 лет назад, обтянуть катер 60 футов стоило порядка 10 000 долларов – и всего пара человек этим воспользовалась. А сейчас только у нас штук 10 обтянуто, и цена совершенно другая – в районе 100 000 рублей, т.е. около 3 000 долларов. Люди сами начали понимать, что такое безопасное хранение, и что содержать как положено гораздо дешевле, чем потом ремонтировать. Поэтому и вот такие услуги будут развиваться с увеличением количества плавсредств и развитием инфраструктуры для них.
- Многие яхтсмены ходят «зимовать» в Южную Корею – это дешевле? Или всё дело в уже имеющейся инфраструктуре обслуживания катеров и яхт?
- Нет, это как раз дороже. Вопрос в другом – там гораздо теплее, снега за всю зиму может вообще не быть. Пришел, отгонялся, перезимовал – причем можно поднять яхту на пирсе в Олимпийском яхт-клубе, весной подготовиться – и снова погоняться в своё удовольствие. Мы так и делаем – у нас уже много лет осенью и весной международные регаты в Корее – получается и сезон продлил, и яхта перезимовала в менее жестких условиях. А потом можно ещё куда-то двинуться – в Таиланд, Гонконг…
- И последний вопрос – ваши планы на будущее? Что нас ждёт через 5, 10 лет?
- Вот через 10 лет я точно вижу эти новые марины здесь. Однозначно вижу более широкий охват масс водными видами спорта – моим любимым парусом, греблей, мы ведь тут сродни, и растем вместе, на одной воде. Поэтому надо создавать условия для здорового образа жизни в нашем морском городе, где раньше до 40 % людей было связано с морем, а яхт-клубов было семь, и в каждом – детская секция. Люди в центре России находят какую-то речку, какое-то озеро и гоняются на них, плавают – у нас же, в морском городе, в яхт-клубе «Тихий океан» ни одной мачты увидеть нельзя, нет больше детской секции. С огромным трудом возрождаем детский парус в яхт-клубе МГУ, а яхт-клубов ТОФ, «Водник», ДВО РАН вообще нет.
Но я надеюсь, что вот таких школ, как наша, где больше ста ребят занимаются, бесплатно, только приходи – их будет больше. И в тех маринах, которые будут здесь построены, мы поставим непреложное условие – наличие детских парусных и гребных школ. За рубежом обратная ситуация – заходишь в любой яхт-клуб, пусть даже на 2000 мест - там 80 % мачт, просто лес мачт. Вот это нам надо и здесь прививать, эту морскую культуру. А это возможно только когда сам выйдешь под парусом, послушаешь шум ветра, волны – только тогда можно увлечься. Потому мы журналистов всегда приглашаем на соревнования, в промо-гонки, детские тренировки поснимать, пресс-секретарь у нас работает. Но их это как-то не очень интересует – вот как авария на дороге, так они уже тут, быстрее «скорой» приезжают. Я им говорю – приходите, снимайте как дети тренируются, как на Дальневосточной регате гоняются – давайте снимать доброе, хорошее, радостное, и чтобы люди этим заражались. Давайте показывать, что можно сделать в нашем морском городе очень много хорошего. Вот у нас в яхт-клубе есть запас детских лодок, сейчас начнется Дальневосточная регата, к нам сюда приедут дети и из Хабаровска, и Большого Камня, и Артема, и Комсомольск-на-Амуре, и Ванино. Мы им предоставим матчасть, и начнутся гонки – и вот это мне приятно, когда я их всех на воде вижу, вот от этого мне радостно на душе, потому что жизнь – это парус! Всем учителям - попутного ветра и семь футов под килем!
- Спасибо за интервью!